8 января 2021 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с продолжающимся праздником Рождества по плоти Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Отец Николай в своей проповеди рассказал о Божией Матери и о Её роли в деле нашего спасения, что совершенно справедливо в праздник Собора Пресвятой Богородицы, который празднуются во второй день по Рождестве Христовом.
Я хотел бы сказать о другом человеке. О том человеке, которого мы редко видим на иконах, которому мы, как правило, не молимся, которого мы вспоминаем изредка, но о том, кто входит в Собор Божией Матери, который мы сегодня празднуем. В Собор Пресвятой Богородицы помимо Самой Божией Матери входят святой Иосиф Обручник, святой царь Давид и святой апостол Иаков, брат Господень. Об Иосифе мне бы сегодня и хотелось поговорить.
О праведном Иосифе у нас мало информации, евангелисты упоминают о нём вскользь, по случаю, он постоянно находится в тени Родившегося Богомладенца и Его Пречистой Матери, но именно через него действует Бог. Именно к нему Он неоднократно посылает Своих ангелов, ему доверяет обеспечение безопасности Христа и Его Матери.
Можно лишь гадать о нём самом и его жизни до и после описанных в Евангелии событий. Но совершенно очевидно, что Иосиф не был формалистом в части исполнения постановлений закона, но при этом он был благочестивым, религиозным и уважаемым человеком. В себе самом он смог реализовать идеал праведности ветхозаветного человека, тот самый идеал, к которому стремились фарисеи и книжники, но от которых этот идеал неизбежно ускользал, потому что они не могли увидеть, почувствовать, понять, что означают слова «возлюби ближнего своего как самого себя». Фарисеям и книжкам не удавалось осознать, что весь ветхозаветный закон, все предписания закона не самоценны, их цель в том, чтобы смягчить жестокость сердец и научить любить ближнего и через ближнего — Бога.
То, что не удалось религиозной иудейской знати, в полной мере удалось простому плотнику из Галилеи. Он не возмутился, когда узнал, что обручённая ему жена Мария оказалась беременной, а ведь он должен был побить Её камнями, ведь именно к этому призывает ветхозаветный закон: «Если… не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города её побьют её камнями до смерти» (Втор. 20, 21). Но вместо этого Иосиф решает тайно отпустить Её, чтобы не предавать Её позору, а затем и смерти. В результате принятого милосердного решения, он удостаивается ангельского посещения, и он без всякого сомнения верит ангелу.
Отец Иоанна Предтечи праведный Захария не смог сделать так же: он поставил под сомнение ангельскую весть о зачатом праведной Елисаветой ребёнке и был наказан временной немотой. Но поверить в беременность женщины в летах значительно проще, чем в беременность от Духа Святого. Иосиф Обручник верит, не спорит и не сомневается. Благодаря своей вере он становится подобен Аврааму — отцу всех верующих — и становится хранителем Богомладенца Христа. После Рождения Спасителя Бог через ангела всякий раз обращается только к нему и говорит, что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь Господу Иисусу Христу. Тихий и скромный человек становится защитником Самого Бога! И Иосиф всякий раз верит и действует по своей вере. Невозможно назвать веру и милосердие Иосифа Обручника слабостью или мнительностью. Пеший путь с семьёй в Египет, жизнь в Египте, пеший путь обратно не были простыми, слабый человек предпочёл бы остаться на месте, он не смог бы решиться на такое путешествие. Слабому человеку было бы проще уклониться от информации, полученной от Бога. И всякий раз, когда мы уклоняемся от того, что говорит нам Бог через Священное Писание и Предание Церкви — мы проявляем свою слабость.
А ещё пример праведного Иосифа учит нас, что милость в очах Божиих приобретается через милосердие, которое является сутью и целью всех религиозных предписаний.
Дай нам всем Бог помнить, что только тогда мы христиане, только тогда мы достигаем цели, когда готовы покрыть человеческую немощь милосердием, когда мы готовы взять на себя грехи других людей.