Вечером 7 января 2021 года, в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист молился за Великой вечерней в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к духовенству и прихожанам:
— Дорогие отцы, братья и сестры! С Рождеством Христовым всех вас сердечно поздравляю!
Мы с вами сегодня собрались, чтобы поздравить друг друга с этим днём, днём, в который мы вспоминаем пришествие в мир Воплощённого Бога. Вспоминаем обстановку Его Рождения, осмысляем заново собственное христианство. Рождество, как и Христова Пасха, — это своего рода камертоны, которые позволяют нам возвращаться к сути нашей веры, нашей надежды и нашего упования. Каждый год, вдумываясь в тексты богослужений и заново прочитывая положенные уставом отрывки Священного Писания, мы находим что-то новое, каждый год Рождество Христово даёт нам новую пищу для размышлений. И для каждого — что-то своё, что-то неповторимое.
Как вы понимаете, вчера и сегодня я уже выразил публично всё то, о чём думал. Нынешнее Рождество Христово побуждает меня размышлять о двух вещах: о силе беспомощности, той самой беспомощности, в которую Бог облёк Себя Своим пришествием в мир; и о том, что принесло в мир Рождество Христово. Все мои слова — так или иначе об этом, и я не смогу сказать сейчас ничего нового.
Тем более, я не смогу сказать что-то новое для вас, дорогие отцы. Вы всё знаете не хуже меня, вы, как минимум, не меньше моего способны к молитвенной и интеллектуальной работе. Но мне хочется сказать вам сегодня нечто такое, чего вы, может быть, не знаете.
У нас не было возможности провести в этом году епархиальное собрание. Сегодня, конечно же, далеко не все отцы сумели быть в Даниловом монастыре, да, собственно, у нас и не было такой цели — собрать всех. Но всё же многие смогли быть, со многими я давно не виделся и очень рад всем вам.
Я хочу вам рассказать о том, что произошло за минувший год. Не столько в епархиальной жизни, ведь она была частично парализована всем известной болезнью, сколько в моей личной жизни, которая, конечно же, касается всех вас, потому как жизнь правящего архиерея не может не отражаться на жизни всей епархии.
Когда я говорю про свою личную жизнь, то здесь надо сделать оговорку: я монах, моя личная жизнь — это служение Церкви, ничего другого у меня нет и быть не может. С момента нашего последнего епархиального собрания я получил несколько новых общецерковных послушаний и стал регулярным преподавателем магистратуры Сретенской духовной семинарии.
Чуть больше года назад меня ввели в состав Межсоборного присутствия нашей Церкви и поручили возглавлять рабочую группу с довольно длинным названием — «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологическое развития, отношение Церкви к новым информационным технологиям, антропологический аспект, проблематика, связанная с развитием искусственного интеллекта». Несмотря на то, что я имею базовое техническое образование, тема новых информационных технологий и всего того, что с ними связано, мне ещё не вполне знакома, поэтому работа по этому направлению требует сил и ощутимого напряжения. За минувший год нам удалось довольно много сделать по этому направлению, но мы ожидаем, что наступивший год будет более плодотворным. Что подразумевает эта работа? В основном мы готовим тематические круглые столы, конференции, в разных форматах общаемся с профильными специалистами и создаём документы по порученной нам теме для Святейшего Патриарха. Собственно, документам и будет по большей части посвящён наступивший год.
Второе общецерковное послушание, которое дал мне Священный Синод связано с диалогом с Сирийской Ортодоксальной Церковью. Это новое послушание было поручено мне совсем недавно, поэтому пока что о его существе говорить рано. Скорее всего, в ближайшее время мы будем работать над приёмом делегации Сирийской Церкви здесь, в России, очень вероятно, что и в Переславле.
Третье моё новое послушание я уже упомянул: это преподавание в Сретенской духовной семинарии. Сейчас у меня два предмета на двух курсах магистратуры.
Конечно, все эти новые послушания не были бы возможны, если бы не ваша, отцы, помощь. Каждый из вас делает своё дело на своём месте и не нуждается в том, чтобы я поддерживал вас в состоянии бодрости. Вы сами прекрасно с этим справляетесь. Ещё раз благодарю вас за это.
Я говорю о своих новых послушаниях, конечно же, не просто так. Во-первых, об этом надо сказать, чтобы не было какого-то недопонимания и ошибочных представлений о сути этой деятельности. Особенно же о взаимодействии с Сирийской Церковью. Назначение меня сопредседателем Двухсторонней комиссии вовсе не означает, что я перемещусь в Сирию или же буду туда часто ездить. Я буду там, где я есть, то есть в нашей епархии. А во-вторых, я говорю это для того, чтобы вы понимали: я не всегда успеваю оперативно реагировать на ваши ко мне обращения. Это не означает, что ваши обращение неважны, напротив, — это мой приоритет, но иногда я о чём-то забываю или же просто не успеваю. Прошу вас не стесняться мне напоминать, писать и звонить. Вы можете делать это в любое время суток, для вас я всегда открыт. Пожалуйста, помните об этом.
Ещё раз поздравляю вас с Рождеством Христовым! Надеюсь, что у каждого из нас хватит мужества и сил подражать Воплощённому Богу так, как подражал Ему апостол Павел, подражать в самом главном — в Его крайнем смирении, ведь именно в этом залог нашего христианского преуспеяния и, как следствие, залог жизни вечной.
А сейчас я прошу вас проявить смирение, откликнуться на приглашение отца Пантелеимона и посетить приготовленную братьями монастыря трапезу.