Во многих городах есть наиболее значимые главные достопримечательности, которыми принято гордиться, которые непременно в первую очередь посещаются туристами.
В Угличе среди многочисленных архитектурных и исторических памятников выделяется Кремль — территория древней крепости, где расположены такие знаковые для нашего города здания, как Палата дворца удельных князей, церковь Царевича Димитрия и Спасо-Преображенский собор.
Не только древней историей примечательны эти здания. Церковь Царевича Димитрия и Преображенский собор — одни из немногих храмов Углича, где уцелело внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, которая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив открытий.
Входя в Спасо-Преображенский собор, мы видим росписи, выполненные в 1810–1811 годах замечательным живописцем Тимофеем Алексеевичем Медведевым, расписавшим десятки храмов многих городов и сел, чьи известность и признание в конце жизни достигли Петербурга. Истории создания росписей в угличском соборе и хотелось бы коснуться в этой статье, тем более что она рассматривалась лишь выдержками и отрывочными эпизодами.
Спасо-Преображенский собор был построен в 1700–1706 годах. Очевидно, вскоре он был расписан. О первых росписях неизвестно немного — сообщается, что это было «стенное писание в клеймах», что оно было поновлено осенью 1791 года. Но позднее росписи приходят в негодность. По словам одного из документов «в оной Соборной Церкви от долговременности стенное письмо обезобразилось совершенною ветхостью».
Известный благотворитель угличский купец 1-й гильдии Дмитрий Васильевич Кожевников, видя плачевное состояние росписей главного городского храма, движимый усердием, в 1806 году жертвует 1 000 рублей «на зделание вместо обветшавшаго новаго стеннаго письма греческаго, которое по самой справедливости для благовидности храма усовершенствовать необходимо».
Со временем был найден и мастер — известный иконописец и подрядчик Тимофей Алексеевич Медведев, который по договоренности с собранием граждан города согласился выполнить работу за 5 000 рублей со всеми своими материалами.
Пожертвование было сделано, договоренность достигнута, но дело так и не двигалось с места. Весной 1809 года Д.В. Кожевников решает пожертвовать еще 2 000 рублей, но при этом ставит следующие условия:
- «ежели сего году в начале сей весны приступлено будет к написанию со окончанием в два года всего в соборной холодной церкви стеннаго писма лучшим греческим написанием»;
- если найдутся другие усердствующие граждане, которые по подписке соберут оставшиеся 2 000 рублей.
После данного письменного объявления городской голова Афанасий Михайлович Бовыкин 12 апреля 1809 года обращается к горожанам с уведомлением и призывом сделать пожертвования: «Господа Купцы, равно посадские и всех состояниев жители, Православные Христиане, имеющие ко Святой Соборной Церкви сыновнее усердие… общественной Святый Храм украшением не остановить, которой во все грядущие времена способствовавших оному не оставит приличным воспоминанием».
Далее следуют подписи некоторых горожан: «Усердствую Тихон Ожегов 15 рублев. Жертвую Иван Трегубов 25 рублев. Усердствую подать Иван Дмитрев Скорняков 10 рублев…»
Протоиерей собора Николай Федоров уведомил о ранее сделанных пожертвованиях — в 1801 году по приказанию покойного угличского купца Федора Григорьевича Кочурихина было дано 300 рублей для починки в соборе стенного письма. Купец Иван Степанович Гнидин дал еще 60 рублей.
Были пожертвования и от дворян — городничего и нескольких офицеров — по 5 рублей. Но сумма оставалась недостаточной, и городской голова А.М. Бовыкин в октябре 1809 года вновь обращается к обществу купцов и посадских и к почтеннейшему Господ Благородных обществу с призывом «возобновить и привесть в приличное достояние» соборный храм.
В результате всех этих мер в наличии оказалась собранная от доброхотных дателей сумма 3 700 рублей. Желая восполнить недостаток средств, протоиерей с братией и староста решили выдать из соборной суммы 1 300 рублей, которые, очевидно, составляли почти все наличные деньги храма. На это 10 ноября 1809 года было получено разрешение Ярославской духовной консистории, а 22 декабря — от Угличского духовного правления.
Когда финансовая сторона вопроса была улажена, в марте 1810 года Владимирской губернии, Шуйской округи, Его сиятельства Князя Александра Михайловича Голицына села Тейкова крестьянин Тимофей Алексеевич Медведев заключил договор с градским главою угличским купцом Афанасьем Михайловичем Бовыкиным и угличскими купцами Александром Васильевичем Кожевниковым, Дмитрием Васильевичем Кожевниковым, Алексеем Козминичем Вороновым и Михаилом Ивановичем Зиминым. По договору Т.А. Медведев брал следующее обязательство:
…в Угличской Соборной Преображения Господня Церкве написать вновь стенное писмо самым лучшим художеством греческаго искусства по изданному от меня плану с таким расположением: Во-первых, обив в той Соборной Церкве старое стенописание, зделать мне подготовку из собственнаго моего материала… Во-вторых, изготовя на свой кочт самыя лучшия и прочныя краски с превосходством, а, по крайней мере, не хуже, каковыя употребляемы были на стенописание в угличской Успенской церкве, так же золото червонное перваго номеру шеснатцати тетратное и прочия принадлежности, какия потребны быть имеют к стенописанию и развода краски на воде, начать мне самому оное стенописание с своими лучшими художниками, имеющими у себя указные пашпорты сего 1810-го года, в течение Маия месеца и окончить оное чрез течение двух лет, то есть сего тысяща восемьсот десятаго и будущаго тысяща восемьсот перваго надесять годов и в продолжении оной работы быть мне Медведеву навсегда неотлучно.
Далее говорилось о содержании росписей, количестве клейм, денежных выплатах и ответственности за качество работы, которая и была завершена в срок — 18 октября 1811 года, о чем сообщается в храмоздательной летописи на откосе южного окна.
Как известно, значительная часть биографии Тимофея Алексеевича Медведева была связана с Угличем: здесь он женился вторым браком, здесь длительное время проживала его семья, рождались дети. Первой известной его работой в Угличе являются росписи в церкви Петра и Павла, выполненные примерно в 1802–1803 годах, далее последовали Успенская церковь и Преображенский собор. Также известно о написании икон в 1812 и 1813 годах для церквей Царевича Димитрия «на поле» и Филипповской.
Параллельно с этими работами и далее выполняются многочисленные заказы в Ярославле, Ростове, посаде Большие Соли, Мышкине и многих других местах. Завершением творческой биографии стали работы в петербургских храмах Смольного монастыря и лейб-гвардии Измайловского полка, в которых он и трудился до кончины в 1835 году.
Немногое из творческого наследия Тимофея Медведева, его братьев Епифана и Василия сохранилось до нашего времени. Жестокие вихри, трагическое лихолетье ХХ века уничтожили и храмы, и великолепные росписи — в лучшем случае остались лишь упоминания и старинные фотографии. В настоящее время наиболее известными и хорошо сохранившимися работами Тимофея Медведева, очевидно, являются росписи Спасо-Преображенского собора Углича и Успенского собора Мышкина (1829-1832 годы). Прославленный мастер внес свой весомый вклад в культурное достояние двух городов.