19 сентября 2020 года, в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Мы называем Христа Спасителем. Собственно, само Его имя — Иисус — тоже говорит о спасении, которое приходит от Бога, в имени «Иисус» заключены два корня, одно из них означает имя Божия, а другое говорит о спасении.
Но если задать самим себе вопрос о том, что же именно означает спасение в христианском понимании, то какие ответы мы услышим? Особенно же любопытные ответы на этот вопрос дают те, кто знает о христианстве лишь понаслышке, те, кто никогда по-настоящему не пытался узнать наше учение. Зачастую представления таких людей о спасении сводятся к мысли о том, что Христос избавит верующих в Него от незавидной посмертной участи. Ну а те, кто не верил, или же верил, но не жил так, как того требует Евангелие, окажутся в крайне плачевном состоянии ада. При этом упоминается и атрибутика ада: котлы, огонь, злобные духи.
Неудивительно, что при таком понимании спасения возникает несогласие, ведь получается, что нам без нашего ведома навязывают некоторые правила игры, причем самая главная задача в этой игре — исполнять таинственную и далеко не всегда понятную волю Того, Чьё существование многими подвергается сомнению, то есть Бога. А те, кто не готов или просто не хочет играть в какие-либо игры, да ещё и по чужим правилам, объявляются проигравшими, они приговариваются к вечным мучениям.
Если смотреть на христианство под таким углом, то, действительно, картина вырисовывается не самая привлекательная. Но, к сожалению, очень многие смотрят на христианство именно так.
К счастью, у нас есть послания апостола Павла. Их внимательное изучение помогает понять, что спасение — это вовсе не про рай и ад в их карикатурном представлении. Спасение — не про наказание одних и не про помилование других. Не про добрых и не про злых. Не про хороших и не про плохих. Спасение — про возможность быть с Богом. Быть с Ним добровольно, без какого-либо принуждения, не из-за страха и не по каким бы то ни было соображениям выгоды.
Апостол Павел пишет в Эфес, что жители этого города, ещё в недавнем прошлом язычники, теперь уже «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). Апостол благовествует, что Христос уничтожил все границы. А гимнография Церкви и её учение идут в след за апостолом — они утверждают, что неприступная ранее граница ада тоже пала, что ад уничтожен. К примеру, святитель Григорий Нисский писал, что благодатью Божией, явленной Христом, «сокрушены железные врата смерти; ею уничтожены медные запоры ада. Ныне отверзается темница смерти; ныне пленным возвещается освобождение; ныне слепым дается прозрение; ныне сидящих во тьме и сени смертной посещает Восток свыше». Это и есть спасение. Оно не где-то в туманном будущем, оно здесь, оно сейчас, оно уже свершилось.
А что касается правил игры, то их нет. Потому что есть благодать, которая действует не по правилам и есть Воплощённая Любовь Божия. Наша же задача такая же, как и у адресатов апостола Павла, — увидеть эту Любовь и откликнуться на Её призывающий голос.