12 июля 2020 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Христова в селе Масальское Угличкого района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — это не только тот день, в который мы вспоминаем жизнь и подвиги Христовых апостолов, это ещё и день размышлений о всепобеждающей любви. Той самой любви, к которой Господь призывал Своих учеников.
Все мы помним слова Христа о том, что Его ученики будут отличаться от окружающего мира взаимной любовью: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
У нас нет сомнений в том, что апостолы были учениками Христа в полном и совершенном смысле этого слова. Поэтому нельзя сомневаться и в том, что апостолы нам явили пример той любви, о которой говорил Христос. Если мы путаемся в определении любви и если мы не вполне осознаём, как она должна проявляться, то нам стоит обратить своё внимание на жизнь апостолов.
Основная доминанта жизни этих людей — бескорыстное служение. Из этого очевидно, что любовь не мыслима без служения другим. Там, где нет служения, не может быть и речи о любви. Следовательно, не может быть и речи о христианстве.
Да, внутри служения, то есть, при его совершении, могут быть различные разногласия и недопонимания между теми, кто совершает служение, но Сам Христос, прекрасно зная человеческую немощь, устраняет эти разногласия. Он устраивает всё таким образом, что разногласия не приводят к каким-либо дурным последствиям.
Апостолы не задавались вопросом о том, что они приобретают для себя лично. Перед ними не стояла задача сделать самих себя идеальными и праведными. Их праведность состояла в полной отдаче себя делу Евангелия. Это радикальным образом отличает их от множества других людей, в частности, тех, кто видит в христианстве лишь систему самосовершенствования.
Не так давно я прослушал курс лекций о дневниках. Там говорилось о том, какие бывают дневники, зачем люди их ведут и можно ли доверять информации дневников. Любопытно, что личные дневники очень схожи, чаще всего они являются средством наблюдения за самим собой и своего рода психологической терапией. Человек видит своё несовершенство, он ставит задачу исправления самого себя и для этой цели начинает вести дневник, в котором фиксирует дурные проявления своей натуры в надежде на исправление. Он пишет о том, удалось ли ему приблизиться к своему идеалу, оценивает самого себя.
Собственно, нечто подобное каждый из нас делает и в рамках исповеди. Есть некий идеал, есть то, что мешает приблизиться к идеалу. Для нас идеал — отсутствие какого-либо личного и, особенно, сознательного греха. Мы стараемся через участие в церковных таинствах и через наблюдения за самим собой приблизиться к этому идеалу. Это то, чем занят каждый из нас. Основной вопрос исповеди: что я сделал плохого, такого, что является нарушением той или иной заповеди.
Но если вспомнить, что основная заповедь — это заповедь о любви, то наблюдение за самим собой будет лежать совсем в другой плоскости. При таком подходе вопрос будет стоять не в том, что я сделал плохого, а в том, сделал ли я ради Христа что-то доброе по отношению к другим людям. А неудачным днем будет тот, в который я ничего не отдал другому. Не отдал своего времени, своего внимания, не оказал ту помощь, которую мог бы оказать.
Именно так подходили к своей жизни апостолы.
Дай нам всем Бог всегда иметь перед глазами их пример, и научиться ему следовать с тем, чтобы стать учениками Христа не по имени только, но и по сути.