В день памяти святителя Иоанна Златоуста епископ Феоктист совершил Литургию в Масальском

8 февраля 2020 года, в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Христова в селе Масальское Угличского района.

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к молящимся:

— Дорогой отец Алипий, спасибо вам за то, что вы сделали в этом храме за столь небольшой промежуток времени. Я вас за это сердечно благодарю. И, конечно, хотелось бы, чтобы ваше усердие послужило примером для всех остальных наших настоятелей.

В сегодняшнем литургическом евангельском чтении прозвучала притча о вдове, которая требовала от судьи отмщения ее обидчику. Эту притчу Господь Иисус Христос заканчивает такими словами: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18, 7). Сама же притча призвана донести одну важную мысль: в молитве необходимо постоянство и терпение, и тогда Бог обязательно поможет.

Но мы знаем, что на практике, в рамках нашей жизни, это не всегда так. Мы знаем, что молитва бывает многолетней, и как кажется, бывает безуспешной. Бог бывает глух, как нам кажется. Но это, конечно же, не так. Бог не глух, Он слышит каждое наше слово, каждый вздох, обращенный к Нему, но при этом Он нередко отвечает молчанием. По свидетельству архимандрита Софрония (Сахарова) молчание Бога способно довести до близкого к отчаянию состояния даже праведников, тех, кого мы почитаем как святых. Вот фрагмент его рассказа о молитве преподобного Силуана Афонского, который до своего монашеского пострига носил имя Симеон: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось ещё мгновение, он умер бы». Отец Софроний продолжает свой рассказ о старце Силуане и о последствиях краткого явления ему Христа Спасителя: «После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая». С одной стороны — напряженная молитва и мысль о неумолимости Бога, с другой — познание любви. Опытное познание совершенства Бога явилось следствием терпения в молитве. О том же самом писал и апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 2–4). Получается, что познать любовь Бога, познать Самого Бога может только тот, кто стал совершенным, а совершенство невозможно без терпения.

Вы сегодня передали мне письмо, в котором говорится об утраченных в последнее время святынях этого храма. Я не хочу никого оправдывать, и я не хочу никого осуждать. Конечно же, я постараюсь разобраться в той проблема, которая изложена в вашем письме. И, Богу содействующу, постараюсь вернуть если не все, то хотя бы часть святынь.

Но вместе с этим я не могу не заметить, что подобное было бы невозможно, если бы прихожане храма, приходской актив, ощущали себя ответственными за то, что здесь происходит. Именно к этому я вас и хочу призвать. Для проявления ответственности также, как и для молитвы, необходимо терпение. Для возвращения утраченного — тоже нужно терпение.

И именно его я вам всем желаю! Укрепляйтесь словами Христа Спасителя, молитесь и в свое время Господь исполнит ваше прошение.

Похожие публикации