20 марта 2019 года, в среду 2-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Антонина, братья и сестры!
Я не знаю, обратили вы внимание на паремию, на чтение из Книги Бытия — там шло перечисление потомков Каина. И заканчивается перечисление Еносом, при котором, как там сказано, начали призывать имя Бога. Толкователи однозначно говорят о том, что Енос — это тот человек, который ввёл в обиход древнего человечества, допотопного ещё, общественное богослужение.
А по поводу общественных богослужений замечательно сказал преподобный Исаак Сирин. Он говорил о том, что у души человека может быть прогресс и восхождение к Богу, а может быть, наоборот, регресс, то есть отхождение от Бога. Он об этом рассуждал в терминах «просветления души» и «омрачения души». Так вот, по мысли преподобного Исаака, омрачение души человека начинается с лени к молитве и с нежелания участвовать в богослужении. Очевидно, что не всегда у нас с вами есть желание участвовать в богослужении и не всегда мы хотим молиться, но мы стараемся бороться с этой ленью. И слава Богу! Потому что дальше Исаак Сирин говорит, что если человек не отойдет от молитвы келейной и богослужебной, храмовой, то его душа не может помрачиться. У нас есть храмовое богослужение во многом благодаря Еносу, про которого ничего не знаем, кроме одного упоминания в книге Бытия. Но он достоин упоминания в списке этих людей больше, чем кто бы ни было другой. Почему? Потому что снисходить вниз всегда легко. Восходить вверх сложно.
Но особенно сложно быть локомотивом этого процесса, потому что приходится тянуть за собой остальных. И я дерзну сказать, что во многом этот человек, о котором мы почти ничего не знаем, тянет нас всех вверх. Он нас призывает к богослужению. Ему подражают многие другие люди — настоятели, священники, матушки игумении в монастырях, в епархии — архиерей. Нам приходится помимо своей лени и нерадения бороться и с ленью других людей своими словами и своим примером.
В связи с этим всем мне хотелось бы просто попросить ваших сердечных молитв о всех нас. Чтобы у нас, у священнослужителей, была ревность, не было лени, чтобы мы могли тех людей, которые с нами связаны, призывать к богослужению, чтобы они слышали, чтобы у них хватало сил побороть свою лень, и они шли, и молились, и спасались, и восходили к Богу!