В годовщину явления Годеновского Креста епископ Переславский Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского монастыря в Годеново

свящ. Сергий Савенков
Фото

11 июня 2020 года, в 597‑ю годовщину явления Годеновского Креста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в Годеново.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие сестры, братья и сестры!

Сегодня мы с вами собрались у подножия Годеновского Креста в связи с очередной годовщиной его явления. Уверен, что у всех здесь собравшихся нет сомнений в том, что этот Крест — одна из величайших христианских святынь, которые есть на нашей земле.

Мы веруем и исповедуем, что любая святыня — это дар Божий, который нам необходим не только для того, чтобы иметь полноту земной жизни, но и, что самое главное, для восхождения по лестнице, ведущей в Царство Христово. Любая святыня, особенно же Крест Христов, должны возводить наш ум к пострадавшему нас Христу Спасителю. Это известная христианская аксиома, она известна всем, её легко повторять, легко её предлагать в качестве назидания и общей рекомендации. Значительно сложнее жить так, чтобы эта аксиома из теории превратилась в практику. Причина этой сложности тоже прекрасно известна: любой христианин живёт в мире, живёт с собственной плотью, а, изменившийся после грехопадения первых людей не в лучшую сторону, физический мир диктует свои законы, он через множество осязаемых впечатлений отводит человека от слов Христа. Об этой постоянной опасности говорил и Сам Христос в беседе с иудеями: «слово Моё не вмещается в вас» (Ин. 8, 37). Его слова, Его мысли превосходят то, среди чего мы все живем и чем во многом определяемся.

Здесь стоит с горечью признать, что для абсолютного большинства христиан христианство интересно лишь тем, что оно может дать здесь и сейчас. Так и любая святыня интересна тоже только этим. Мы говорим о Годеновском Кресте как о чудотворной святыне, и это действительно так, но что мы подразумеваем под её чудотворными свойствами? Как правило, речь идет об исцелениях от физических недугов. Да, исцеления важны и значимы. Сам Христос во время Своего земного служения часто исцелял страждущих. Но всем ли из них это принесло веру и возможность жизни вечной? Мы знаем ответ: не всем. Многие из исцеленных Им вернулись к прежнему образу жизни, а некоторые даже не удосужились поблагодарить Его за совершенное над ними чудо. Получается, что сами по себе чудеса исцелений не приближают и не отдаляют человека от Христа. В этом смысле они абсолютно нейтральны. Так и любая святыня сама по себе не способна кого-то привести ко Христу. Она также нейтральна. Поэтому необходимо сделать следующий шаг: от чудес перейти к исполнению слов Христа.

В сегодняшнем рядовом евангельском чтении сказано о том, что необходимо для этого сделать, оно доносит до нас слова Христа о борьбе с соблазнами физического мира. Эти Его слова звучат очень жёстко и даже жестоко, Он, в частности, говорит, что «если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 29).

Конечно, этот евангельский призыв Христа Спасителя нельзя понимать буквально. Ведь здесь речь идёт лишь о правом глазе, который соблазняет человека. А разве можно представить ситуацию, чтобы соблазнял только один правый глаз без участия левого? Смотрим ведь мы одновременно двумя глазами.

Отсюда становится очевидным, что Христос имеет в виду не собственно глаз и не то, что в рамках борьбы со страстями необходимо причинять себе физические увечья, а то, что борьбу с самим собой и с порабощением со стороны физического мира необходимо вести с абсолютной решимостью и чрезвычайной жестокостью. Не случайно же Спаситель говорит именно о правом глазе. Здесь это символ того, что человеку дороже всего. И в древности, и зачастую сейчас, слова «правый», «справа» употребляются как синонимы чего-то дорогого, близкого, наиболее важного и значимого. О том, какое значение имеет для человека зрение, нет смысла и говорить. Пожалуй, из всех чувств, для нас более всего дорого именно зрение. Человек, который лишился возможности видеть, теряет очень многое в общении с миром и вообще в наслаждении жизнью. И это самое дорогое — не зрение, конечно, а то, что нам дорого, как правый глаз, — Спаситель повелевает извергнуть и бросить от себя.

Только с помощью такой чрезвычайной решительности, как говорит Христос и опыт святых, возможно победить телесные страсти, а через эту победу прийти к возможности вмещать в себя Христово слово. Если мы этого не поймём и не начнём осуществлять на деле, то, как бы ревностно мы ни молились, как бы глубоко ни смирялись, свидетелями каких бы чудес не были — без такого чрезвычайного, сверхчеловеческого понуждения у нас ничего не выйдет.

Пусть же сила Креста Христова, у подножия которого мы с вами сегодня собрались, совершит в каждом из нас это самое главное чудо!

Похожие публикации