13 апреля 2019 года, в канун 5‑ой Недели Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам:
— Братья и сестры, в неделю, когда Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, мне на память приходят те немногочисленные брачные пиры, на которых мне доводилось бывать. Я убежден, что наверняка каждый из вас неоднократно был на свадьбе.
Хочу поделиться с вами интересной закономерностью, на которую я обратил внимание: в какой-то момент свадьбы слово дают старшим родственникам, чтобы те могли поздравить молодых, произнести тост. В ответ на это возрастные гости, исходя из своего жизненного опыта, неизбежно повторяют одну и ту же мысль о том, что залог счастливого брака — взаимное терпение. Естественно, что молодожены все это пропускают мимо ушей, не воспринимая и не принимая эту жизненно важную мысль, и из-за этого у них начинаются разные нестроения в семье.
О терпении много сказано в Священном Писании, о нем говорят святые отцы, но мы все равно этого не слышим. А люди нецерковные, и те, кто оппозиционно настроен к Церкви, издавна повторяют, что все эти разговоры про терпение необходимы для того, чтобы несчастного человека держать в повиновении. По их мнению, разговор о терпении неизбежно заканчивается разговором о воздаянии в жизни будущего века. Но Церковь далеко не всегда говорит о связи терпения с вечной жизнью. Например, премудрый царь Соломон говорит, что терпение — это одно из произведений разума. Святитель Иоанн Златоуст, величайший новозаветный святой, утверждает, что одно из высших проявлений разума — умение терпеть. Как видим, ни у того, ни у другого не идет никакой речи о связи терпения и вечной жизни. Они говорят, что терпение — проявление разума.
Вернемся к свадьбе. Гости, опытные в семейной жизни и в жизни в целом, говорят о терпении, исходя из разума: по их словам, это то, чему сами они научились, в какой-то момент поняв, насколько сильно это необходимо. Но сегодняшний наш мир устроен несколько по-другому. Он призывает нас не терпеть, а как можно быстрее достигать чаемого результата. И чем быстрее, тем лучше. Если же ты не успел где-то что-то сделать вовремя и тебе приходится терпеть, то внешний мир говорит, что ты проигравший. Для обозначения тех, кто вынужден терпеть, сегодняшний язык имеет много самых разных обидных слов.
Конечно же, об этом я вспоминаю не случайно, а в связи с преподобной Марией Египетской и многими другими святыми, которые имели терпение, и благодаря ему стали тем, кем стали.
Я очень надеюсь, что у нас с вами хватит разума терпеть, ведь именно терпения не хватает в духовной жизни. Мы думаем, что душа может стать богоподобной и от грехов можно очиститься быстро. Если бы этого можно было достичь за короткое время, то зачем тогда были бы нужны десятилетия подвига наших преподобных?! Они были не хуже, а лучше нас, и даже им необходимы были десятилетия для очищения своих душ, а мы хотим очень быстрого результата, потому что зачастую живем теми соображениями, которые в наши головы вкладывает внешний нехристианский мир.
Хотелось бы всех призвать жить и относиться к самим себе и окружающему миру так, как это делали святые, так, как призывает нас Священное Писание.
Помощи всем Божией и ангела-хранителя!