Епископ Феоктист совершил Литургию в престольный праздник Владимирского кафедрального собора

свящ. Михаил Васильковский
Фото

3 июня 2020 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

За богослужением возносились молитвы о упокоении духовного наставника епископа Феоктиста — приснопамятного митрополита Николая (Шкрумко), преставившегося ко Господу 5 лет назад — 3 июня 2015 года.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Жажда вечного праздника и легкости бытия — естественные человеческие желания. Вчера вечером один из наших прекрасных священников, — а других, как вы знаете, у нас нет, — написал мне поздравительное сообщение, в котором посетовал на то, что в этом году годовщина моей хиротонии омрачена сразу несколькими смертями, и что не получается просто радоваться.

В самом деле, мне бы хотелось, чтобы не было никакой печали, никакого омрачения радости. Не только моей личной радости в памятный для меня день, но и любой другой. Мы помним, что Рождество Христово в этом году было омрачено гибелью детей, Пасха прошла под знаменем борьбы с коронавирусной инфекцией, а на отдание Пасхи неделю назад мы хоронили воспитанницу Алексеевской гимназии и последние в этом году пасхальные возгласы были произнесены у её гроба. На Вознесение трагически погиб преподаватель нашей гимназии Тимофей.

Всё это погружает в глубокую печаль и недоумение от происходящего. Но у нас есть те Христовы слова, которые звучали сегодня в рамках рядового евангельского чтения: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет», а начало этого высказывания звучит так: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» (Ин. 16, 20).

Отсюда мы понимаем, что радость мира и радость христиан это не одно и то же. Но все мы живём в мире, все мы люди, мы хотим простой человеческой радости. Радости же сегодня нет не только у нас, но и у мира. Печалимся не только мы.

Здесь возникает вопрос: если наша печаль совпадает с мирской печалью, то та или эта печаль, которая по слову нашего Господа, обратится в радость? Для ответа на этот вопрос стоит задаться другим вопросом: Христос говорил эти слова Своим ученикам по совершенно конкретному поводу, скоро Его возьмут под стражу, Он будет предан на Страдания и смерть. Ученики будут смущены, потрясены и растеряны. Они будут печальны. Но если отбросить все второстепенные причины, то какова суть их печали? Ответ известен: они были разлучены со своим Учителем. Об этом сказал и Сам Господь в этой же Своей речи: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» (Ин. 16, 16). С Ним апостолы ничего не боялись, с Ним они готовы были идти куда угодно, с Ним они готовы были умереть. Но вот Он был отнят у них, и они превратились в разрозненных пугливых людей.

Ничего подобного не происходило после Христова Вознесения, Вознесение, которое со стороны выглядит как очередная разлука, исполнило учеников радости, потому что теперь Христос с ними всегда. То, что это действительно так, апостолы доказали всей своей дальнейшей жизнью. Получается, что настоящая христианская трагедия заключается в разлуке со Христом. Но с момента Вознесения разлучиться с Ним можно лишь по одной причине: по причине личного греха, а ничто другое, по слову апостола Павла, не может разлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8, 38‑39).

Конечно, всё это не отменяет ужаса трагедий, которые мы переживаем в этом году. Но если мы будем во Христе, то за всем этим мы увидим Христа Воскресшего, Который не с теми, кто радуется простой человеческой радостью, а с теми, кому нужна поддержка в трудный момент, с теми, кто идёт по тому же пути страданий и богооставленности, по которому прошел Он. Получается, что если мы хотим обрести ту радость, которую Господь обетовал Своим ученикам, то нам не стоит бояться, не стоит ужасаться от всего происходящего. Но стоит помнить, что здесь и с нами Христос, Он с нами в любой печали, Он по Своему милосердию даёт нам возможность простой человеческой радости, но тогда, когда Его воля иная, мы со смирением принимаем то, что Он даёт, помня о том, что нет у христианина иной большей печали, чем печали разлучения со Христом. Неважно, что мы сейчас переживаем — радость или горе, —истинное счастье быть со Христом, а этого у нас никто может отнять, кроме нас самих.

Евангелие, вообще весь контекст Священного Писания, говорит, что мы не должны отвращаться страданий, не должны пытаться от них бежать, не должны ужасаться. Особенно мы, священнослужители, должны быть в эпицентре страданий, потому что именно там Христос, Он с теми, кому тяжело. Он поддерживает скорбящих людей. Если мы находимся рядышком, то и нас Он поддерживает.

Я прекрасно понимаю, что всё это довольно «избитые» и прекрасно известные христианские истины, аксиомы, но мы знаем, что любую христианскую аксиому надо пережить самому. Пока ты это не переживёшь — не осмыслишь, без опыта они будут лишь красивыми словами, и сегодня Господь даёт нам всем возможность получить этот бесценный опыт.

Сегодня очередная — вторая — годовщина моей архиерейской хиротонии. Но только сейчас я опытно начинаю понимать, что, став архиереем, я навсегда лишился обычной человеческой лёгкости и радости, но при этом есть радость другого рода, радость о Христе Иисусе Господе нашем, радость от Его близости, которая, конечно, особенно ощущается во время совершения Божественной Литургии. Я надеюсь, что по вашим молитвам, эта истинная радость не будет омрачена моими грехами.

Похожие публикации