Епископ Феоктист совершил великое освящение храма великомученика Георгия Победоносца в Переславле

6 мая 2019 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение храма великомученика Георгия Победоносца в Переславле и возглавил Литургию в новоосвящённом храме

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Михаил, прихожане, братия святого храма сего! Я вас поздравляю с великим освящением этого храма. Дай Бог, чтобы он так, как мы молились, стоял до скончания века.

Сегодня престольный праздник и освящение храма. Хотя не принято, нет такой традиции — в престольный праздник освящать храм. Мы немножко отошли от традиции, тем более, что прямого запрещения на освящения в такие дне не существует. В связи с этим наложением, не положено было читать рядовые чтения, но я попросил братию, чтобы они их прочитали. Поэтому получилось довольно длинное у нас и апостольское, и евангельское чтения.

Почему я так сделал? Потому что, на мой взгляд, сегодняшнее рядовое чтение крайне важно. Оно читается обычно во время таинства венчания, а за богослужением — только сегодня, единственный раз в году. В нем говорится о совершенном Господом нашим Иисусом Христом чуде в Кане Галилейской, о претворении Им воды в вино. Это довольно удивительное чудо, потому что, во-первых, это первое Им совершенное чудо, во-вторых, оно странно тем, что Господь так больше никогда не поступал. Он никогда не делал чего-то для увеселения.

Что там произошло? Был свадебный пир, на котором присутствовали Господь со своей Пречистой Матерью, и в какой-то момент закончилось вино. Закончилось, так сказать, вещество празднования. И мы с вами понимаем, что если устраиваем сегодня какое-то мероприятие, допустим, свадебное, и если у нас чего-то не хватит, то это не будет обидно. В сегодняшнем мире мы всегда что-то можем докупить, но тогда было по-другому. И вот, чтобы хозяева не опозорились, Божия Матерь просит своего Сына как-то им помочь. Он отвечает: «что мне и тебе?». То есть: какое нам до этого дело? Тем не менее, повелевает принести воду. И сотворенное Им из воды вино оказывается превосходнее первого.

Одна из традиций толкования этого евангельского эпизода говорит, что здесь вино означает брачную любовь. Влюбленность, которая приводит людей к заключению брака, похожа на опьянение первым вином. Во время веселья, когда человек находится в состоянии эйфории, ему хочется ее продолжения, человек жаждет продолжения праздника. Но эйфория не бывает бесконечной.

Зачастую случается и, к сожалению, очень часто, что влюбленность и опьянение чувства, которые были у людей и которые привели их к заключению брака, заканчивается через несколько лет совместной жизни. Становятся очевидны совершенно все минусы избранника или избранницы. Мы знаем, что трагически часто люди принимают решение прекратить свои брачные отношения. Они разводятся, потому что хотят продолжения того самого опьянения, эйфории, которая была до заключения брака. Им кажется, что в этом браке все уже закончилось, надо куда-то идти, и искать продолжения праздника где-то на стороне.

Но если мы вспомним вот эту историю в Кане Галилейской и вспомним, что вино там типологически обозначает брачную любовь, то мы поймем, что на самом деле необходимо делать. Не только в браке, но и вообще, когда оскудевает любовь.

Надо обратиться к Божией Матери, и Она умолит Своего Сына, чтобы Он дал то, что лучше, и превосходит эту первую, бурлящую влюбленность и бурлящую эйфорию. Нечто на самом деле стоящее, то, что, как мы слышали сегодня, лучше первого. Лучше того, что могут дать люди друг другу, лучше того, что может дать тело, и лучше того, что может дать что-либо на земле. Бог дает нечто превосходнейшее, и это относится не только к браку. К браку, в первую очередь, но и вообще ко всему тому, что мы с вами здесь переживаем и к отношению с Богом, в том числе.

Справедливо это и по отношению к Церкви, ведь не секрет, что у всех бывают периоды оскудения. История про брак в Кане Галилейской — ответ на вопрос о том, где нам взять энтузиазм и силы, чтобы двигаться дальше, чтобы остаться в Церкви и с Богом. Получить «второе дыхание» можно только через молитвы к Божией Матери и святым.

Сейчас мы с вами прочитали небольшую молитву, обращенную к Георгию Победоносцу, в ней говорится о том же самом, мы исповедуем, что по молитвам святого великомученика Бог дает нам силы и просим, чтобы святой помог нам не растратить данное попусту, а научил нас употребить их на пользу.

Я еще раз обращу внимание, что Господь изначально не хотел этого делать, Он не планировал совершение чуда в Кане. Он бы и не сделал — это Божия Матерь Его умолила. И когда нам задают вопросы: «почему вы молитесь святым, почему вы обращаетесь к ним, почему не напрямую к Богу», можно ответить историей про брачный пир в Кане Галилейской. Дай Бог нам это помнить и никогда не отчаиваться. Помнить, что у нас есть такие заступники, которые нас никогда не оставят, стоит только к ним обратиться.

Похожие публикации