17 июля 2019 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев — императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы! Дорогие друзья! Я вас поздравляю с днем памяти святых Царственных страстотерпцев!
Сегодня трудами отца Алексея Морозова в храме присутствуют люди, которые знают очень много о подвиге и жизни Венценосной семьи. Поэтому я не буду говорить об истории этих событий, но хотел бы сказать о восприятии святых в Церкви. На своих службах, а служу я, к сожалению, в основном лишь в памятные даты и праздники, я обязательно прошу отцов читать рядовое евангельское чтение. Хотя в эти дни его и можно было бы пропустить. Объясню, зачем мне это надо.
Дело в том, что Бог всегда особенным образом проявляет Себя в богослужении. Рядовое евангельское чтение, выпадая на день памяти святых, зачастую открывает нам одну из сторон их подвига, глубина которого не измерима. Совпадение рядового евангельского чтения с праздничным дает возможность осмыслить конкретную сторону этого подвига. Как и произошло сегодня.
Я глубоко убежден, что святые Царственные страстотерпцы являют собой высший образец русского религиозного типа. Что для него характерно? На этот вопрос и отвечает как раз сегодняшнее рядовое евангельское чтение. В нем, среди всего прочего, говорится: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 23‑26).
Блаженный Августин, размышляя над этим евангельским текстом, вспоминал пророка Исаию, который передает слова Бога: «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2)». Блаженный Августин делает вывод: когда злой дух, страсть, грех уходит из человека, то душа человека не может оставаться пустой. Если она останется пустой, в нее снова вселится злой дух, который будет страшнее первого.
Душа должна быть наполнена Духом Святым, а кто может быть вместилищем Духа Святого? Только кроткий. Я вспоминаю фразу, которая принадлежит охраннику, наблюдавшему за жизнью святых Царственных страстотерпцев в заключении. Фраза, очень, как мне думается, важная, показывающая степень кротости и, как следствие, эту сторону святости, и важную сторону русского религиозного типа. Охранник, глядя на то, как члены Царской семьи работали, как они себя вели, сказал примерно такие слова: «Если бы даже Россия им не принадлежала, они бы заработали ее своим трудом». Это очень важный момент. Люди, лишенные всего, трудились. Их никто к этому не принуждал. Они это делали просто потому, что считали это необходимым, чтобы не оставаться праздными.
Если мы посмотрим на всех наших святых: на преподобного Сергия Радонежского, память которого начнем совершать сегодня, а завтра продолжим, и на других святых, то увидим, что не было работы, которой бы они гнушались. Если бы перед ним была цель — они своим трудом заработали бы что угодно. Способность человека заниматься чем угодно, не думая о том, что он великий, что у него какое-то особенное образование и что-то еще, она, думается, является очень важным показателем кротости.
Когда я служил в Москве, то неоднократно сталкивался с ситуациями, когда подходили родители какого-то молодого человека и говорили: «Сын без дела, не работает, мы все ему оплачиваем». Спрашиваешь у него самого: «Ты почему не работаешь? Есть же предложения». Слышишь в ответ: «меня не устраивает», «я достоин большего», «там зарплата маленькая», «я не хочу» и так далее, и так далее, и так далее. Отказывается работать. «Я достоин большего» — смешно звучит. Такое поведение означает отсутствие кротости, необходимой для вселения в душу человека Духа Святого. Степень кротости, которая должна быть у каждого, кто называет себя христианином, показывают нам святые Царственные страстотерпцы. Я надеюсь, что их молитвами Господь всем нам поможет обрести эту замечательную черту и добродетель.
Хотелось бы отметить еще один момент, который, я думаю, связан с днем памяти святых Царственных страстотерпцев. Я специально не планировал, но сегодня у нас была интернациональная служба, на которой присутствовали священник из Германии, постоянно там живущий, к сожалению, он спешил и сейчас уже уехал, а также священник из Соединенных Штатов, из Бостона — протоиерей Виктор. У него совершенно замечательный приход, где мне доводилось бывать и, надеюсь, еще доведется побывать. Я ваш приход часто вспоминаю, отец Виктор, и вашу работу с людьми, как пример работы пастырской, как она должна вестись. Это правда. И вы сами, как священник, тоже для меня образец. На моей памяти никогда такого не было, чтобы все сошлось таким образом и службу здесь, в Переславле, собралось духовенство из трех стран. Я очень этому рад, и думаю, то, что называется Русским миром, в самом широком смысле, объединяется вокруг Христа. В том числе, и вокруг наших святых, вокруг святых Царственных страстотерпцев. Сегодня мы этому здесь были свидетелями.
Спаси вас всех Господи за совместную молитву.