27 июля 2019 года, в канун Недели 6‑й по Пятидесятнице епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Сегодня у нас была необычная всенощная: мы молились под звуки джаза, которые сейчас доносятся с площади у собора. Надо заметить, что на джазовом фестивале ощутимо больше собравшихся, чем здесь. Почему они там, а не в храме? Прежде чем это понять, нам надо попытаться ответить на другой вопрос.
Вот, например, человек заболел. И говорит священнику: «Помолись». Священник может задать ему встречный вопрос: «Зачем тебе быть здоровым?» Что можно ответить на этот вопрос? Если священник начнёт третировать таким вопросом человека, то в лучшем случае услышит какой-то такой ответ: «Ну, как? У меня дети, я им хочу помочь… Да и вообще, здоровым быть хорошо». Бывает, что человек хочет быть здоров даже не ради детей, а ради самого себя — чтобы наслаждаться жизнью.
Понятно, что когда человек болен, наслаждение жизнью крайне затруднительно. Но если мы посмотрим на тексты, которые читаем, то увидим интересную закономерность. Исцеления, которые дает Господь, даются не просто так, не ради детей и не потому, что здоровым быть хорошо, а ради какой-то иной цели. Цель эта заключается в том, чтобы человек, исцелившись, пришел и служил Христу и Его Церкви.
Все мы помним тещу апостола Петра, исцеленную Спасителем. Что она сделала после исцеления? Встала, пошла выпить чашечку кофе? Или ушла обсудить с подружками последние новости? Она пошла служить Христу и апостолам. Это очень важно. У нас все молитвословия, которые касаются здоровья, проникнуты одной мыслью — мы просим исцелить человека ради того, чтобы он стал способен служить Христу и Его Церкви. Такую цель закладывает Церковь в эти молитвы. Но мы почему-то мыслим иначе. Почему?
Потому что сегодня всё устроено так, что Бог не является доминантой нашей жизни. Человек, сам по себе или кто-то другой, близкий — вот, кто является доминантой. Мы живём в эпоху гуманизма. А евангельский взгляд — совершенно другой. Здесь Бог является единственной, абсолютной и непререкаемой ценностью. Бог, а потом — всё остальное. Сначала Бог, потом человек.
Если мы подойдем с евангельской точки зрения к вопросу о количестве людей в храме и на джазовом фестивале, то поймем, что Церковь совсем не интересна тем, кто сейчас сидит там и наслаждается джазом. Потому что мы не можем предложить им ничего, так скажем, гуманистического. Исцеление? Исцеление ради служения Христу. У нас вообще всё подчинено служению Христу.
Каждый из нас должен сам ответить на вопрос: «Какое место в моей жизни занимает Бог и стремление Ему служить?» Это вопрос, который перед всеми нами стоит вне зависимости от степени воцерковленности и иерархической ступени, и на который, надеюсь, у нас найдется правильный ответ.