19 апреля 2020 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Пасхальную великую вечерню в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
На малом входе к празднику Святой Пасхи 2020 года ряд священнослужителей епархии были удостоены иерархических наград.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены:
- протоиерей Димитрий Беляев, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского с. Дмитриевское Переславского района;
- протоиерей Александр Бочков, клирик Никольского женского монастыря;
- протоиерей Сергий Шубин, настоятель храма Святой Троицы с. Большая Брембола Переславского района;
- протоиерей Павел Гаврилов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Переславля-Залесского;
- протоиерей Валентин Медведев, клирик Никольского женского монастыря.
Права ношения палицы были удостоены:
- протоиерей Владимир Жилкин, клирик Никольского женского монастыря;
- протоиерей Александр Алексеев, клирик Феодоровского женского монастыря;
- протоиерей Валерий Лукьянов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Рахманово Переславского района;
- священник Сергий Дмитриев, настоятель храма прп. Сергия Радонежского г. Переславля-Залесского.
Архиерейским указом диакон Алексей Герасимов, клирик Владимирского кафедрального собора, был удостоен права ношения двойного ораря.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры! Христос воскресе!
Я вас сердечно приветствую с праздником Светлого Христова Воскресения. Отцов, которые были удостоены высоких патриарших наград, я особенно поздравляю!
Мне хочется поразмышлять на тему, которая звучала и в пасхальном апостольском чтении, и которая прослеживается в сегодняшнем евангельском чтении пасхальной вечерни. Речь идет о посланничестве и миссии. Это, к сожалению, то, что многие из нас склонны либо забывать, либо совершенно упускать из своего внимания.
После Христова воскресения апостолы задавались разными вопросами, в том числе и о том, что происходит с миром — не сейчас ли приходит Господь, не сейчас ли наступает та эсхатологическая пора мессианского Царства, которую все они, будучи израильтянами, чаяли и ждали? Господь отвечает им, что не их дело знать времена и сроки, но они должны принять силу Святого Духа и быть свидетелями Воскресения Христова по всей земле. Сегодня мы слышали нечто подобное, только более кратко. Господь говорит, что Он также посылает апостолов, как Его послал в мир Бог Отец: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21).
Получается, что миссия посланничества, миссия свидетельства о Христе Воскресшем, это то, о чём необходимо всегда помнить. Бог через церковные таинства каждому из нас даёт силу. Но у нас есть большой соблазн думать, что эта сила даётся ради нас самих, для нашего успокоения, для того, чтобы нам было хорошо здесь и сейчас. Но это абсолютно не так.
После архиерейской хиротонии меня часто спрашивали: «Скажи, владыка, а что ты почувствовал во время хиротонии и после неё?» Меня очень забавляет этот вопрос, и я представляю себе картину — после того, как на апостолов в Сионской горнице сошёл Святой Дух в виде огненных языков и они вышли оттуда, толпа журналистов их спрашивает: «А что вы почувствовали?» Я не знаю, что бы ответили апостолы, потому что сила, которую даёт нам Господь Бог в таинствах, проявляет себя только в действии. И только в том действии, о котором сказал Господь в этих пасхальных отрывках — тогда, когда мы являемся свидетелями Христова Воскресения.
Если же мы этого не делаем, если смысл жизни в чём-то другом, то и эта сила себя никак не проявляет. Она не дана нам для устроения своей жизни. Если мы не свидетельствуем о Христе Воскресшем, то получается, что таинства «не работают», никак не действуют. И если мы здесь — в Церкви — находимся не для того, чтобы свидетельствовать о Воскресении Христовом внешнему миру, а для чего-то другого, то наше участие в церковной жизни тоже пустое. Если это для того, чтобы быть спокойным, для того, чтобы не болеть, чтобы в семьё всё было хорошо, и даже для высокой цели — чтобы получить личное спасение, то мы напрасно здесь пребываем. Личное спасение возможно только тогда, когда мы исполняем повеленное нашим Господом, а Он повелевает быть Его свидетелями. Каждую секунду, всегда и пред всеми. Если мы так поймём эти тексты, если мы так воспримем христианство, то у нас не будет никакого страха.
Страх появляется тогда, когда мы ищем чего-то другого. Отсутствие страха не равно безрассудству, не равно искушению Господа или каким-то ещё неразумным действиям. Нет, это не одно и то же. Отсутствие страха — это совершенно иное, это означает то, что мысли и устремления заняты другими вещами, в первую очередь поиском деятельного ответа на вопрос: «Как я могу быть свидетелем Христова Воскресения на том месте, на котором я нахожусь, в том окружении, в котором я нахожусь, в той ситуации, в которую меня поставил Бог? И это тот вопрос, на который мы с вами постоянно должны отвечать, постоянно думать, как будет лучше для свидетельства о Христовом Воскресении. Не как будет лучше для меня, а как будет лучше для Христовой миссии в этом мире.
Мне хочется пожелать вам, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы именно так мы подходили к христианству, именно так мы это переживали. Чтобы слова, которые мы сегодня во множестве слышим, говорим и повторяем — «Христос воскресе!», — были не просто словами или данью традиции, а чтобы они были сердечным исповеданием, которое бы отражалось на всём нашем облике, на всех наших поступках, словах и мыслях. Абсолютно на всём. И тогда не будет страха, тогда будет понятно, как поступать в той или иной ситуации. Тогда Бог Сам будет с нами, и та сила, о которой Он говорил апостолам, проявится в наших действиях, в нас самих. Дай Бог, чтобы так было.
Ещё раз поздравляю вас с праздником Христова Воскресения!