11 апреля 2020 года, в день воспоминания воскрешения праведного Лазаря (Лазарева суббота), епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с предвосхищением всеобщего воскресения мертвых, с Лазаревой субботой!
В евангельской истории о воскрешении Христом Спасителем Лазаря есть немало удивительного. Помимо собственно восстания из мертвых Лазаря, удивляет, к примеру, то, как воскресший появился на людях. Апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает это так: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт» (Ин. 11, 44).
Я не знаю, доводилось ли вам когда-то либо видеть ближневосточную традицию заворачивать усопших в погребальные пелены, но из своего опыта могу сказать, что это не тот наряд, в котором можно хоть как-то передвигаться. Саван прилегает очень плотно, им окутывается все тело в несколько слоев так, чтобы усопший был, простите за технический термин, удобен для транспортировки. В этой традиции саван заменяет собой гроб, который также предельно функционален в том же самом смысле. Ходить вместе со своим гробом довольно непросто, точно также непросто и ходить в саване. Но Лазарь каким-то образом вышел из пещеры, будучи обвитым «по рукам и ногам погребальными пеленами», при этом он не видел, куда шёл, потому что его лицо было «обвязано платком». Всё это звучит довольно странно и совершенно естественно, что такая картина вызывала и вызывает некоторые вопросы. Находятся те, кто из-за этой детали подвергает сомнению весь рассказ апостола Иоанна Богослова. Но апостол Иоанн не врёт и не приукрашивает, в этом же стихе он упоминает повеление Христа развязать Лазаря, чтобы он шёл дальше. То есть сам апостол Иоанн хотел особым образом подчеркнуть эту удивительную деталь воскрешения Лазаря: воскрешённый идёт, будучи плотно связанным.
Конечно, удивляет изумление скептиков. Их не тревожит сам факт воскресения, им интересен метод выхода из пещеры. Они готовы принять воскрешение, но не готовы принять то, что человек может передвигаться в связанном состоянии. Собственно, точно такое же отношение с их стороны можно увидеть и ко всему прочему. Например, их не удивляет собственное бытие со способностью мыслить, но они не верят в Христово Воскресение и не верят вообще в возможность чуда, тогда как сами представляют из себя воплощённое живое чудо. Да и мир вокруг нас постоянно свидетельствует о чуде. Мир свидетельствует о Боге и удивительно то, что это можно не замечать.
Древние толкователи из этой истории делают очень красивый и крайне назидательный вывод. Бог воскрешает человека, даёт ему власть жизни и призывает к Себе. Человек же отвечает на этот призыв и двигается навстречу Богу несмотря ни на что. Он воскрешён не своей силой, а силой Бога, и двигается он не своей силой, а силой Бога.
В этом есть и некая аллегория: нельзя исповедовать веру во Христа, если Христос Сам не призовёт человека. А пелены, которые связывают руки и ноги — это грехи и страсти, они мешают свободному движению, они парализуют движение, но мы движемся, невзирая на них, и движемся не своей силой, а силой Божией. Конечно, в этом есть и некоторое участие самого человека, но он будет связан, пока Бог Своим милосердием не освободит его от савана греха и не сделает его передвижение абсолютно свободным. А начинается всё с отклика на воззвание Христа, обращенного к каждому человеку.
В этот день я хочу пожелать всем нам стать свободными. Чтобы каждого из нас Христос Господь освободил от пелен греха, которыми связаны наши тела и которым скована наши души, и чтобы став свободными мы смогли беспрепятственно двигаться в своём исповедании Воскресшего и Воскрешающего Спасителя нашего и Бога!