3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист молился за уставным богослужением в Свято-Троицком Даниловом монастыре Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— В своё время Бог через мудрейшего пророка Моисея сказал народу Израиля такие слова: «сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30, 15). Значительно позже мысль о существовании двух путей нашла своё отражение в Евангелии: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13). А ещё позднее в «Учении двенадцати апостолов»: «Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому».
Можно сказать, что эта мысль как некий лейтмотив проходит через все Священное Писание и через учение Церкви. Пророк Исайя начинает сегодняшний отрывок с этой же мысли. И он связывает избрание того или иного пути не с внутренними особенностями человека, не с его предрасположенностью к добру или ко злу, не с какими-то внешними факторами, которые могут побуждать человека к чему-либо. Он цитирует слова, сказанные ему Богом, и утверждает, что выбор пути жизни или пути смерти целиком лежит в плоскости послушания Богу. А послушание своей основой имеет веру. Вера же хоть и имеет сверхъестественную природу, но базируется на знании, потому что Бог не требует от человека отказаться от Им же Самим данного дара — разума и свободной воли. У нас всегда перед глазами есть примеры людей, которые избрали тот или иной путь. Человек ленивый, пожалуй, не станет анализировать историю. Человек недалёкий, скорее всего, не сделает очевидных выводов.
Постараемся же не лениться интеллектуально и физически, тщательно собирать те примеры, которые в изобилии даёт нам человеческая история и делать правильные выводы, чтобы не постигло нас то, о чем через святого пророка Исайю предупреждает Бог, чтобы меч Господень не погубил нас.