1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— В житии жившего когда-то в Риме мученика диакона Лаврентия есть замечательный эпизод. На допросе, который предшествовал его казни, ему был задан вопрос о том, где находится его сокровище. Тот римский чиновник, который задал этот вопрос, был наветами врагов христианства убежден, что христиане обладают какими-то великими суммами денег. В этом смысле, кстати говоря, мало что изменилось: по-прежнему внешний мир полагает, что мы обладаем несметными материальными благами. Святой Лаврентий показал на окружавших его вдов и сирот и сказал, что это и есть наше сокровище. Это то, что является главным. Так было для него. Так было для первых поколений христиан. Своими страданиями за Христа они доказали, что это не были просто слова.
Вопрос о сокровище ставит и евангельское чтение, которое предшествует началу Великого поста. Мы слышали сегодняшний Христов призыв: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19–21).
Вообще, на языке Священного Писания слова «небо» и «Бог» синонимичны. Поэтому призыв собирать сокровища на небе равен призыву собирать сокровища в Боге. Или у Бога. Иными словами, это Сам Бог. Он должен быть сокровищем христианина. Здесь все довольно просто: для человека мирского сокровище — это то, что можно посчитать, оценить и взвесить, а для духовного человека — это Бог.
Но здесь начинаются сложности. Дело в том, что деньги, власть, имущество и все то, что они могут дать, порабощают человека далеко не сразу, это постепенный процесс. Человек долгое время может быть абсолютно уверен, что он совершенно бесстрастно относится к собственному имуществу. Особенно, если это имущество было заработано собственным трудом. Понять свое истинное отношение к нажитому и приобретенному можно лишь в экстремальной ситуации, тогда, когда велик риск всего лишиться. В этой связи вспоминается история еще советского периода про одного мужчину, который не был как-то особо богат и успешен. Он очень долго копил деньги для покупки «Волги», он сумел осуществить свою мечту и купил эту машину. Но довольно скоро он попал в небольшую аварию, в которой сам совершенно не пострадал, но его машина немного поцарапалась. Когда он увидел повреждения, то его сердце не выдержало, он умер от инфаркта. Эта ситуация показала, где находится его сокровище, оно очевидным образом было не в Боге, но было, конечно, уже поздно. Здесь важно заметить, что этот человек был честным тружеником, у него не было ничего ценного, кроме этой злосчастной машины. Вообще, настоящим сокровищем может стать что-то очень малое, и для окружающих не представляющее особой ценности. Это малое может поработить человека. Происходит это, еще раз повторю, всегда незаметно.
Так и возрастание в Боге — не мгновенный процесс. Далеко не сразу Бог становится настоящим сокровищем. А пусть обретения богатства в Боге проходит через отсеивание того, что можно назвать богами с маленькой буквы. Ближайшие недели должны быть посвящены именно этому — отсеиванию того, что для нас дорого, но что не является Богом. Это всегда весьма болезненный процесс. Даже сам по себе пост как отказ от определенных видов пищи может быть весьма непростым.
Отказ от своей гордыни и от ощущения своей правоты — еще более болезненное занятие. Но без таких аскетических упражнений никто не сможет приблизиться к стяжанию истинного богатства, никто не сможет приблизиться к Богу.
Надеюсь, уповаю и верю, что мы с вами сможем услышать евангельский призыв нашего Господа и сможем откликнуться на него.