15 февраля 2020 года, в канун Недели о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Краткие слова ангела, который встретил в Живоносном Гробе жен-мироносиц, сами по себе погружают ум в настроение Великой Субботы, они сами по себе предвестники всеобщего воскресения — «Он воскрес, Его нет здесь». Это настолько самодостаточные слова, что хочется на них остановиться и не двигаться никуда дальше.
Но мы все же попробуем двинуться.
Что означает это ангельское «Его здесь нет»? Его нет в конкретном месте? Или Его нет вообще? Церковная экзегеза и церковная догматика склоняются ко второму, более широкому пониманию этих слов, — Его нет вообще, Он больше не принадлежит тому миру, к которому принадлежим все мы до всеобщего воскресения. Почему? Потому что, как сказал один современный богослов, «существование тела воскресения не зависит от его материального тождества биохимическому субстрату земного тела». Тот факт, что Христос являлся апостолам после Своего Воскресения, никак не связан с какой-либо необходимостью. Его Воскресшее Тело несмотря ни на что не принадлежало этому миру. Поэтому Он был неуловим. Поэтому Его невозможно было узнать, если Он этого не хотел. Поэтому не было никакой возможности встретиться со Христом Воскресшим у того, с Кем он Сам не желал встречаться.
Вообще, о Теле Воскресения можно говорить в самых разных категориях. Но сказать по сути вопроса вряд ли у кого получится. Причина все та же: здесь мы имеем дело с тем, что не принадлежит этому миру. А потому ангельское «Его здесь нет» говорит о невозможности встретить Христа в определенное время в определенном месте. Конечно, здесь может быть контраргумент: мы же причащаемся Его Тела и Крови. Да. Но всегда ли это означает встречу с Ним? Встреча с Богом предполагает радикальное изменение человека. Как мы видим, далеко не все люди, которые встречали Христа до Его Смерти и Воскресения смогли измениться. Точно также и далеко не все причастники становятся новыми людьми. Но все те, кто видел Христа после Воскресения — не смогли остаться прежними. Но эти люди не были случайными, Он Сам их избрал по каким-то только Ему ведомым критериям.
Почему Он кого-то избирает? Почему не все переживают тот опыт, который есть у святых? Убедительных ответов на эти вопросы не существует.
Но очевидно, что «Его здесь нет», а это означает, что нет и не может быть механизма встречи со Христом. Такого механизма, который дает возможность нам встречаться друг с другом: узнать, где находится другой и прийти в означенное время в установленное место.
Но, все же, мы можем увидеть важную предпосылку для встречи с Ним: все те люди, которых Господь удостоил посещения после Своего Воскресения, любили Его. Любили искренне и чисто. Их любовь была испытана временем, горечью и разлукой. В их любви было терпение.
Надеюсь, что в нашей любви ко Христу все это будет, что будет сама любовь, а если так, то и у нас есть надежда на встречу с нашим Воскресшим Господом и Богом!