В Неделю о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил Литургию в Годеново

Борис Сосновский
Фото

9 февраля 2020 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме свт. Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново.

По окончании владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие друзья! Сегодня тему всем нашим беседам, всем рассуждениям задает евангельская притча о мытаре и фарисее. И сегодня, наверное, только ленивый архиерей или священник не скажет об этом какие-то слова.

Здесь собрались люди неслучайные, полагаю, что вы знаете, кто такие мытари и кто такие фарисеи. Но мы склонны забывать о том, что фарисей на самом деле был праведным. И Господь наш Иисус Христос никогда и нигде не говорит, что учение фарисеев в чем-то неверно. Напротив, Он призывает: «что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3). И Господь нигде не оправдывает мытарей. Мытари на самом деле были грешниками. По сути дела, это были люди, подобные тем, кто во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистской властью. Потому что Галилея и Иудея были оккупированы Римом, а мытари были на службе у Римского государства.

Проблема фарисея не в том, что он что-то делает не так, проблема в одной очень маленькой детали — праведность этого человека строится на сопоставлении себя с кем-то, ему нужен кто-то другой, — тот, кто будет хуже, тот, кто будет ниже, тот, кто будет отличаться не в лучшую сторону. Для фарисейской праведности такой человек жизненно необходим: есть хорошие мы, есть плохие они. А в чем обвинить другого, того, которого мы решим назначить плохим, всегда найдется.

Буквально на днях мне довелось говорить с человеком, который очень переживал, что годы идут, а он не стал кем-то значимым. Но для чего многие из нас хотят стать таковыми? Ровно для того же самого: чтобы сравнивать себя с теми, кто ниже, кто не добился успеха и в таком сравнении находить утешение.

Мы понимаем, что, к сожалению, этот корень зла живет в каждом из нас. Мы хотим чем-то отличаться от другого в лучшую сторону. Для этого надо внимательно смотреть за другим, чтоб понять, чем я могу от него отличаться. Вот я достиг каких-то позиций. Хорошо, замечательно. Есть те, кто их не достиг. Мне это приятно, что я не такой как они. Я не такой как они! Я отличаюсь! Да, я грешный, но не такой как они!

Зачастую человек сопоставляет себя не с Богом, не со святыми. В качестве нравственного камертона выступает не Бог, а другие люди, и, желательно, те из них, кто хуже. А если таких людей почему-то нет, или в данный момент времени их не видно, то человеку становится грустно, начинается уныние. Нам необходимо с кем-то себя сравнивать, чтобы быть на высоте. Именно это Господь и обличает. Своей притчей Он говорит, что есть единственный пример, на который мы должны обращать внимание — это Сам Бог и Его святые. Да, рядом с ними мы никогда не сможем считать себя успешными и значимыми людьми. Но почему вообще мы должны думать о себе в этом ключе? Ведь святость похожа на бесконечно увлекательную, поглощающую все наше внимание книгу. Книгу, которая, к счастью, никогда не закончится. Также и дорога к Богу — по ней можно идти бесконечно и никогда не достигнуть цели в полной мере. Это не повод для грусти, это повод для радости и энтузиазма, точно для такой же радости и такого же энтузиазма, который бывает, когда выходит продолжение любимой книги или интересного сериала.

Дай нам Бог именно так относиться к самим себе и к своей духовной жизни, ведь то, в чем Господь обличает, — сравнивать себя с кем-то другим и находить в этом утешение, — соприродно человеку после грехопадения.

Помощи всем Божией, спасибо за совместную молитву.

Похожие публикации