В канун Недели о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

8 февраля 2020 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к молящимся:

— Это же краткое свидетельство евангелиста Матфея о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 16-20) читается и в ходе таинства крещения. Несмотря на то, что все четыре евангелиста говорят о научении истинам веры как предварительном условии крещения, здесь эта мысль Христа Спасителя звучит особенно четко.

Сегодня Русская Церковь старается исполнять призыв Христа. У нас введена обязательная предкрещальная катехизация. Она краткая, она далека от идеала, но она есть, и она развивается. Но здесь мы столкнулись с проблемой: те, кто декларирует свое желание креститься, то есть стать христианами, зачастую не хотят ничего знать о Христе. Из этого можно сделать неутешительный вывод: таким людям нужен не Христос. Им нужно что-то иное: соблюдение традиции, красивый обряд, ощущение защищенности, исполнение требований родственников и так далее. Перечень может быть очень длинным, но в нем не найдется места Христу Спасителю. Это симптоматично. И это печально. Ведь принимать крещение стоит только в том случае, если есть стремление идти за Христом. А это стремление может родиться только через знакомство с Воплощенным Богом. Вообще, все, что есть в Церкви, все те искушения и тяготы, которые несет в себе жизнь в Церкви, можно преодолеть только в том случае, если человек идет за Христом, а не за чем-то или кем-то другим. Ну а это, в свою очередь, означает, что не существует того предела, после которого можно решить, что знаний о Христе достаточно, что не нет необходимости дальше углублять свой ум в изучение Священного Писания и учения Церкви. Призыв Христа к учению — это не только призыв учить кого-то на определенном этапе жизни, это призыв и самому всегда быть в образе и положении ученика.

Здесь важно будет вспомнить, что апостолы, несмотря на сошествие на них Святого Духа, Который, по слову Спасителя, научил их всему необходимому и отверз им ума к пониманию Писания, всегда продолжали учиться. Они не останавливались на каких-то своих идеях несмотря ни на что, они в чем-то ошибались, и исправляли свои ошибки, а это означает, что они непрестанно учились. В качестве примера, можно вспомнить апостольскую дискуссию о соблюдении ветхозаветного обряда в христианстве. Этот эпизод можно найти в книге Деяний святых апостолов (см. Деян. 15). Ведь если они приняли Одного и Того же Духа, то почему возникли разногласия? Неужели Дух учил их не одному и тому же? Нет, такого быть не могло. Это означает, что оставалось нечто, что было необходимо постигать естественным путем человеческого опыта и разума. А если у апостолов была такая необходимость, то тем более она есть у нас вне зависимости от того, в какой мере на каждом из нас почивает Дух Святой. Ведь никто в здравом уме не скажет, что он имеет общение с Духом в большей степени, чем имели это общении апостолы.

Похожие публикации