18 августа 2025 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Невозможно быть христианином и не слышать о Преображении Господнем. Мыслями о Преображении и его следствиях пронизано христианское богословие, эти же мысли мы находим и в христианском аскетическом учении. Преображение Господне — это тот образец, к которому мы должны стремиться; мы, вслед за Спасителем мира, должны преобразиться, в нас не должно остаться ничего тёмного и ветхого, мы должны уподобиться ангелам и стать, как, размышляя о небесных силах, написал преподобный Иоанн Дамаскин, «вторыми светами, умными, заимствующими свой свет от первого и безначального Света». Конечно, в полной мере войти в полную меру преображения мало кому удается, но это вовсе не означает, что мы не должны стремиться к явленному нашим Спасителем идеалу, то есть к обожению.
И мы стремимся. Однако есть одна существенная проблема: преображение мы, как правило, понимаем весьма искаженным образом. Мы полагаем, будто бы преображение состоит в том, чтобы, говоря современным языком, «стать лучшей версией себя», будто бы самосовершенствование во всём и сразу — это и есть путь к преображению.
Да, человек может существенным образом измениться, если он начнет правильно питаться, читать хорошие книги, если он получит фундаментальное образование, если он избавится от вредных привычек, в общем, если он сделает то, что столь настойчиво от нас требует окружающий мир.
Верующий человек, конечно же, этими требованиями не удовлетворится, ведь мы понимаем, что внешние изменения должны быть следствием изменением духовных, а потому ко всему перечисленному мы добавим усердную молитву, регулярное участие в церковных таинствах, чтение Священного Писания, посты и всё то, что рекомендует делать своим чадам Церковь. В итоге же мы должны стать идеальными, должны преобразиться.
Но вот что странно: мы годами и десятилетиями работаем над собой, но преображение не происходит. Мы не становимся лучше. Да, с точки зрения внешнего наблюдателя может казаться, будто бы наши успехи — это и есть та самая лучшая версия, однако сами мы понимаем, что это не так, и внутренний наш человек остаётся таким же ветхим, каким он был в начале нашего пути к преображению.
Что же делать?
Ответ даёт прозвучавшее сегодня во время всенощного бдения евангельское чтение, описывающее Преображение Господне. Размышляя об этом евангельском отрывке, нам стоит задаться вопросом: а почему, собственно, на горе со Спасителем оказались лишь три апостола — Пётр, Иоанн и Иаков? А где были остальные? Почему Господь не взял всех?
Ответ, пожалуй, очевиден: оставшиеся у подножия горы апостолы попросту не были готовы в тот момент вместить Преображение. Да, оно было объективным историческим явлением, имеющим вполне конкретное физическое проявление, но, чтобы его увидеть и осознать, нужно было обладать определённым духовным опытом. Должный опыт на тот момент времени был только у Петра, Иоанна и Иакова. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о причинах, побудивших Спасителя взять с собой этих трёх учеников, говорил, что Пётр превосходил прочих силой своей любви ко Христу, Иоанн — мерой любви к нему Самого Господа, а Иаков — готовностью пойти за Спасителя на жертву, вплоть до собственной смерти.
Но откуда у апостолов были эти дарования? Мы знаем, что ни один из этих учеников Христовых не думал ни о каком самосовершенствовании, никто не хотел быть лучшей версией себя. А чего они хотели? Они хотели лишь быть со Христом и исполнять Его волю. Именно этим Пётр, Иоанн и Иаков были заняты с того времени, как они встретились со Спасителем.
Дай Бог, чтобы пример апостолов нас вдохновил, и, чтобы, следуя их стопам, мы стали причастниками нетварного света Господня Преображения!











