back to top

В канун Великого Четвертка епископ Феоктист совершил утреню во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

16 апреля 2025 года, в канун Великого Четвертка, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, только что мы совершили утреню Великого Четверга, дня, в который было установлено величайшее таинство Евхаристии. О его установлении повествовал и прозвучавший во время утрени отрывок из 22-й главы Евангелия от Луки.

Евхаристия была установлена нашим Спасителем во время совершения Им последней ветхозаветной пасхи, эти же минуты были последними минутами наедине с учениками, Иуда уже решился на предательство и начал действовать, Господь даёт последние наставления оставшимся Ему верными ученикам.

Весь этот непростой и крайне напряжённый евангельский эпизод заканчивается странным возгласом учеников о двух мечах: «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча» (Лк. 22, 38). И ответным словом Христа: «Довольно». После этого слова все двигаются в путь на гору Елеонскую. «Довольно» можно понимать самым широким образом. Оно может означать как требование прекратить разговор о сопротивлении силой, так и то, что двух мечей вполне хватит.

Конечно же, вся логика Нового Завета, весь Христов путь подсказывают, что этим словом Спаситель прерывает рассуждения о сопротивлении. Мы помним, что Он проповедовал о несопротивлении злу силой. Да и что могли бы сделать два меча в руках бывших рыбаков против профессиональных военных в лице римских легионеров? Очевидно, что ничего, это был бы во всех смыслах тупиковый путь. Если, конечно, не посмотреть на этот краткий диалог в аллегорическом ключе. Так, как смотрел на него, к примеру, святитель Амвросий Медиоланский.

В чине монашеского пострига есть момент облачения новопостриженного в монашеские одежды. Среди прочего, монаху вручаются чётки со словами: «Прими меч духовный, который есть Слово Божие». Мысль о том, что Слово Божие подобно мечу, всегда живёт в Церкви. Слово Божие — это не только сумма информации, обличённая в буквы, оно не только подобно мечу в смысле оружия для борьбы с врагами, Слово Божие в первую очередь ранит самого человека, эта рана не заживает, она заставляет человека думать и действовать. Слово Божие рассекает и разделяет человечество на два лагеря: тех, кто его принимает и тех, кто борется с ним. Святитель Амвросий Медиоланский полагал, что в таинственном аллегорическом смысле здесь речь идёт именно об этом, а два меча — это два Завета, Новый и Ветхий. Христово же слово «довольно» имеет смысл достаточности двух Заветов для победы над древним врагом человеческого рода диаволом. И, кроме этого, тот смысл, что человек, вооружённый двумя этими мечами, вообще ни в чём не будет испытывать нужды. Постараемся же не забывать об этом прочтении финала прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, и вместе постараемся не пренебрегать тем бесценным оружием, которым всех нас снабдил Бог — Его Словом!

Похожие публикации