11 апреля 2025 года, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери города Углича.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма игумен Николай (Шишкин), благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, протоиерей Борис Стародубов, протоиерей Иоанн Гощук, протоиерей Александр Зубков, игумен Димитрий (Горбатюк), священник Георгий Шубин, священник Михаил Злотников, священник Антоний Зверков, священник Николай Мохов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Александр Чернышов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Николай, дорогие отцы, братья и сёстры!
Как вы все, думаю, прекрасно знаете, сегодня мы заканчиваем собственно Великий пост, и постепенно входим в совершенно удивительный период церковного года — в Страстную седмицу. Закончили мы сегодня и богослужебное чтение трёх библейских книг — книги Бытия, книги Притчей и книги пророка Исайи. Каждый из прозвучавших Великим постом фрагментов этих книг был чрезвычайно интересен и насыщен, интересно и насыщенно и их окончание. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на окончание лишь одной из них — книги Бытия. Тот отрывок, который мы сегодня услышали во время Литургии Преждеосвященных Даров, был довольно пространным — он включил в себя часть 49-й главы и всю 50-ю главу первой библейской книги.
В этом отрывке можно выделить две ключевые темы: первая касается смерти Иакова и его похорон, а вторая говорит о взаимоотношении Иосифа и его братьев. Из слов книги Бытия понятно, что Иаков не воспринимал Египет как свою новую родину, а потому он завещал себя похоронить вне Египта, на той земле, которую в своё время выкупил Авраам, и воля Иакова была Иосифом исполнена. Не стоит рассматривать завещание Иакова о похоронах вне Египта как странный каприз пожилого человека, здесь мы имеем дело с явлением совсем иного порядка: воля праотца была направлена не на заботу о своих останках, а на заботу о потомках, которые не должны были утратить собственную идентичность во время пребывания в Египте. Они должны были помнить, что их праотец — не здесь, что он повелел отнести своё тело в ту землю, о которой они не должны забывать, и к которой должны стремиться. Такое памятование, конечно же, связано прежде всего с сохранением в народе почитания Единого Истинного Бога, Которого чтили Авраам, Исаак и Иаков.
О Боге говорит со своими братьями и Иосиф. Если в рассказе о кончине Иакова и о его похоронах слова о Боге не звучали, а лишь подразумевались, то повествование об Иосифе после похорон Иакова наполнено упоминанием Бога. Здесь Иосиф показал себя как тот человек, который сумел сохранить живую веру в Бога, несмотря на все земные перипетии, несмотря на предательство, которое ему довелось пережить, и вопреки собственному богатству и власти. Мы знаем, что зачастую люди теряют веру под натиском совсем небольших искушений, Иосиф же проявил необычайную стойкость, даже в грехе своих братьев он сумел увидеть заботу Бога о народе Израиля.
Пожалуй, именно этим Иосиф и велик: его веру не сломили испытания. Дай Бог, чтобы его пример и его слова, которыми он описывает своё отношение ко всем жизненным сложностям помогли нам обрести веру крепкую, живую и действенную!