back to top

В день празднования Феодоровской иконы Божией Матери епископ Феоктист совершил Литургию в Богоявленском монастыре

Фото
свящ. Михаил Васильковский

27 марта 2025 года, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском женском монастыре.

После прочтения часов был совершён иноческий постриг двух насельниц Богоявленской обители: послушница Полина Иванова была пострижена в рясофор с наречением имени Мелания, в честь преподобной Мелании Римской; послушница Лилия Захарьящева — с наречением имени Леонилла, в честь мученицы Леониллы, Лангонийской.

За Литургией Его Преосвященству сослужили: настоятель храма царевича Димитрия «на поле» г. Углича протоиерей Владимир Бучин, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), протоиерей Борис Стародубов, протоиерей Александр Зубков, священник Георгий Шубин, священник Димитрий Кульбаков, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Олег Юрков, диакон Александр Чернышов.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Антонина, дорогие новопостриженные инокини Мелания и Леонилла, отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём чествования Феодоровского образа Божией Матери!

Нынешний день, как и всякий другой день Великого поста, даёт нам массу поводов для размышлений, сегодня мы, конечно же, в первую очередь размышляем о судьбах нашего Отечества, о роли Божией Матери в истории нашей страны, и вместе с этим мы не можем пройти и мимо уроков Священного Писания, к исследованию которого призывает нас Церковь.

Сегодня во время Литургии мы услышали очень странный отрывок из книги Притчей Соломона, странность этого отрывка в том, что многие его сентенции очевидны, и знакомства с ними не остаётся ничего другого как просто развести руками и сказать: «Ну да». «Ну да» в смысле очевидности мыслей, которые изложены в этом отрывке.

Здесь для нас открываются два пути: либо мы согласимся с очевидностью этих сентенций и пойдём жить дальше с недоумением на тему смысла присутствия этого фрагмента в книге Притчей и в богослужении или же попытаемся копнуть глубже, ведь, как известно, часто вещи далеко не всегда таковы, каковыми кажутся на первый взгляд.

В нынешнем отрывке среди всего прочего Соломон предлагает нам для назидания такую сентенцию: «Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи» (Притч. 14, 5). Так и есть: правдивый правдив, лживый лжив. Однако если мы обратим внимание на другие русские переводы этого библейского стиха, то увидим нечто довольно любопытное. Вот для примера современный перевод Российского библейского общества: «Верный свидетель не обманет, а нечестный свидетель дышит ложью», а вот перевод профессора Юнгерова: «Верный свидетель не лжёт, а свидетель лживый распространяет ложь».

Есть ощутимая разница между банальным «наговорит много лжи» и «дышит ложью» или же «распространяет ложь». Если первое — «наговорит много лжи» — распространяется на одну локальную ситуацию, то другие переводы рисуют перед нами значительно более глобальную картину: лживый или нечестный свидетель не просто даёт ложную информацию, он дышит ложью и распространяет её повсюду.

Из этого можно сделать один важный вывод: лживыми свидетелями не рождаются, ими становятся; для того, чтобы стать таковым достаточно сказать одно слово неправды, а дальше ложь опутывает все слова и все действия, она набирает силу и осваивает всё новые и новые пространства, она подобна снежному кому, который катится с горы по липкому снегу.

Теперь довольно просто сделать вывод о том, зачем Соломону понадобилось включить эту простую мысль в свою книгу. Дело тут не во лжи как таковой, а в том, что ложь автоматически погружает человека в область греха, в нечестие. И однажды начав лгать, остановиться почти невозможно. Соломон здесь не повторяет девятую заповедь Моисея — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20, 16) — Соломон говорит о последствиях её неисполнения. Говорит о том, что одно слово неправды превращает всю жизнь человека в сплошную ложь.

Дорогие инокини Мелания и Леонилла! Я эти слова в первую очередь обращаю к вам: вы начинаете новый этап жизни — монашеский, он не будет простым, в нём будет много искушений, и вам всегда стоит помнить, что невозможно лишь немного зайти на «территорию» греха, вступая туда, мы всю нашу жизнь погружаем в нечестие, сами этого порой не замечая. Я от всего сердца надеюсь, что Господь оградит вас от этой беды, надеюсь, что ваш иноческий путь будет богоугодным и приводящим в Царство Христово!

Похожие публикации