back to top

В канун Недели 1-й Великого поста епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

8 марта 2025 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём — первым воскресным днём Великого поста, именуемым Торжеством Православия!

Сегодня мы вспоминаем восстановление иконопочитания в середине IX века по Рождестве Христовом, и вместе с этим мы прославляем Церковь, хранящую истину Христову неповреждённой. Если сегодня речь заходит о православном вероучении, то нашему мысленному взору тут же предстают огромные библиотеки святоотеческой литературы, учебники по догматическому богословию, сборники постановлений Вселенских и Поместных Соборов, одним словом, в нашу эпоху православное вероучение — это что-то книжное, нечто такое, что требует кропотливой работы над книгами, ну а богословские споры, если они и случаются, тоже, как правило, имеют в наши дни характер научной дискуссии, и прав в этом споре будет тот, кто сумеет привести большее количество цитат из святоотеческих творений в подтверждение своей позиции. Стоит признать, что для нас уже очень давно вероучение перестало иметь какую-либо связь с повседневной жизнью, за исключением, разве что, некоторых церковных традиций, с которыми мы иной раз путаем вероучение.

Однако традиции и учение — это вовсе не одно и то же. Традиции могут вытекать из вероучения и быть его практическим олицетворением, а могут и вовсе не иметь никакого отношения к учению. То же самое можно сказать и о нашей жизни: она может быть продолжением нашей веры, а может и вовсе никак не соотноситься с тем, как мы декларируем как свою веру. Конечно же, евангельский путь состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь отражением нашей веры, чтобы в каждой нашей мысли, в каждом слове и в каждом действии проявляла себя вера, причём вера православная, а не какая-то абстрактная вера в не менее абстрактного Бога.

Здесь мы подходим к, пожалуй, самому сложному вопросу христианской жизни: как сделать так, чтобы жизнь наша была христианской? Увы, но односложного ответа на этот вопрос не существует, ведь если бы он был, то у нас не было бы необходимости в регулярном совершении богослужений, в непрестанных молитвах и в углублении ума в Священное Писание. Проблема человека в том и заключается, что христианская жизнь — это, по сути, жизнь в присутствии Божием, а человек после грехопадения только и делает, что пытается спрятаться от Бога, иной раз нам и вовсе бывает невыносимо Божие присутствие, мы далеко не всегда способны не только вмещать, но и слушать евангельское слово.

Но всё же: как нам быть? Пожалуй, часть ответа мы можем найти в празднуемом ныне Торжестве Православия: вера требует к себе предельно серьёзного отношения, она не может быть лишь хобби выходного дня, нам стоит помнить, что никакой из пунктов православного вероучения не появился как некое теоретическое построение, каждый из них — отражение евангельской истины, подкреплённый опытом жизни святых.

Дай Бог, чтобы у нас хватило веры и сил для предельно серьёзного отношения к унаследованному нами драгоценному сокровищу — православию, и, чтобы мы смогли его передать без повреждения грядущим поколениям!

Похожие публикации