back to top

В четверг 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском соборе Углича

Фото
свящ. Сергий Савенков

6 марта 2025 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Только что мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и всем нам стоит задать самим себе вполне очевидный вопрос: «Ощутил ли я хоть какую-то духовную пользу от этого канона?» Ни для кого не секрет, что канон преподобного Андрея весьма сложен как с точки зрения используемых образов, так и своим языком, и дело не только местами в весьма тяжеловесном и не совсем удачном церковнославянском переводе, дело, в первую очередь, в построении оригинального текста, который попросту невозможно перевести как-то иначе без потери смысла и упрощения.

Но вот мы закончили чтение этого канона. Было красиво — торжественное пение возвышенных слов, тёмный храм, горящие свечи, свет которых делает лица людей загадочными и красивыми, из темноты проступают лики икон, и во всём этом есть очевидная отсылка к чему-то древнему, к чему-то глубинному и настоящему… Что, кроме красоты, мы вынесли из чтения канона преподобного Андрея? Какие новые мысли? Какие новые переживания? А если не вынесли ничего, кроме усталости, то так ли это плохо, и стоит ли бичевать себя?

Мне кажется, что канон преподобного Андрея Критского велик не только количеством вошедших в него покаянных тропарей, и не только многообразием содержащихся в нём библейских образом, он велик ещё и тем, что он позволяет и вовсе не понимать его слов, получая при этом получить несомненную духовную пользу. Да, бесспорно, лучше бы попытаться его понять, но если по какой-то причине смысл канона от нас ускользает, то творение преподобного Андрея заставляет нас задуматься, во-первых, о причинах этого явления, а во-вторых, канон, в силу своей продолжительности, заставляет нас терпеть.

В этом, пожалуй, и заключён один из важнейших смыслов как канона преподобного Андрея, так и всего великопостного богослужения. С одной стороны, совершенно несомненно, что мы должны славить Бога разумно, что мы не имеем права устранять разум от постижения Слова Божия и Его воли о нас. С другой же стороны, было бы крайне наивно и даже глупо полагать, будто бы человек способен познать Бога во всей полноте, будто бы кто-то может в полноте сделать и нечто несопоставимо меньшее — до конца постигнуть Священное Писание. Потому то нам и стоит помнить, что богослужение, и в первую очередь богослужение великопостное, — это ещё и школа терпения, столь необходимого нам и в повседневной жизни, и в общении с Богом.

Великий покаянный канон упоминает множество примеров праведников Ветхого Завета, и все эти люди явили чрезвычайное терпение, в качестве же особо ярких примеров можно вспомнить, скажем, Авраама, много десятилетий ждавшего исполнение обетования Божия, или же Иова, который сумел вынести боль, поношение и непонимание замысла Божия.

Наверное, можно, вспомнив об этих великих людях, вздохнуть с некоторым облегчением — мы не такие масштабные личности, у нас всё попроще, а потому и терпения нам нужно поменьше, но тем не менее без него обрести спасение не получится, и я очень надеюсь, что если мы не получили какой-то иной пользы от чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, то мы хотя бы вспомнили о невозможности обрести спасение без стяжания долготерпения.

Похожие публикации