15 марта 2019 года, в пятницу 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Типикон сегодня разрешает пищу с маслом, это значит, что недельный пост закончился. С окончанием поста я сердечно вас поздравляю. Попостились, и, слава Богу, дальше будет проще. Это радостная новость.

Грустную информацию содержит в себе сегодняшняя паремия — чтение из книги Бытия. Мы слышали сегодня о творении человека, и слышали о том, как человек пал. Всем прекрасно известна история о грехопадении человека.

Когда нас задевает несправедливость, горе и трагизм мира, в котором мы живем, нам следует обратить внимание на это повествование, потому что все, что с нами происходит, является следствием грехопадения Адама и Евы. Можно, конечно, возмутиться: «Но мы-то здесь причем? Можно ли вообще как-то по-другому?» Нет, по-другому никак нельзя. Потому что есть установленный Богом Закон. Бог этот Закон от человека не прячет. Не прятал в Ветхом Завете, не прятал от Адама, не прятал в Новом Завете. Мы знаем, что Господь Иисус Христос своим ученикам говорил о том, что раб не знает волю своего господина, а «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все» (Ин. 15, 15). Нам Бог в полной мере дал знать Свою волю.

Точно также Он открывает перед нами законы естественного мира. Они нам могут нравиться, могут не нравиться. Но если мы попытаемся их нарушать, что мы делаем периодически, то мы будем наказаны, но не Богом. Не Богом, а просто самими собой. Можно не знать, можно не верить, можно не уважать закон всемирного тяготения, но если выброситься из окна, то конец будет быстрым и печальным. То же самое и с установленными Богом духовными законами, которые можно воспринимать как некую инструкцию по эксплуатации для человека, которую лучше соблюдать, иначе получается такой эффект, как если бы мы утюгом попытались забивать гвозди — можно, но недолго. Это одна мысль.

Вторая — вытекающая из нее. Само повествование о грехопадении человека очень любопытно. Мы видим, что змей — мудрейший из всех существ — подходит к Еве и задает вопрос: «Правда ли Бог сказал не есть?» Ева отвечает очень странно: «Да, сказал не есть и не прикасаться». Но ведь Бог не говорил «не прикасаться». Ева начинает врать. Что ее заставляет врать? Почему она вдруг лжет, ведь ее никто не заставляет? Могла бы сказать: «Да, Бог сказал так». Но она почему продлевает мысль и ее усугубляет. Странно.

Странно, но и мы с вами делаем то же самое, если нам с вами что-то не нравится или кто-то не нравится, не нравятся чьи-то слова, чей-то облик, с кем-то не согласны. Говоря об этом человеке, передавая другому человеку его слова, мы делаем то же самое. Мы что-то чуть-чуть вносим, чуть-чуть, совсем немножко, для того, чтобы передать наше отношение к этому вопросу и к этому человеку. Здесь мы поступаем точно так же, как Ева.

Но почему Ева так поступила? По одной простой причине: она вступила в разговор с врагом рода человеческого, с диаволом. А вот этого делать совсем нельзя, потому что, вступая в разговор с ним, в беседу с ним, в какое-либо общение с ним, мы неизбежно впадаем в лукавство, в той или иной степени. Что должна была делать Ева и что надо делать нам, когда у нас происходят такого рода искушения? Она не должна была беседовать с ним, не пытаться противостоять ему силой своего разума. Она должна была обратиться к Богу. Тут же, не вступая ни в какой диалог. Просто обратиться к Богу.

Ровно то же самое, что должны делать мы, когда нас искушает чем-то — у каждого свои искушения — диавол, не надо с ним пререкаться, не надо своей силой ему противостоять. Надо тут же обратиться к Богу. Надо прочитать самую простую молитву: «Господи, помилуй!» Если и ее не получается прочитать, то просто воззвать из глубины сердца: «Господи!» И Он услышит, Он придет. Не надо пытаться как-то врага рода человеческого увещевать, потому что он нас неизбежно победит, но он никогда не сможет победить Бога. Если те искушения, которые мы претерпеваем от диавола, от его падших ангелов, будем обращать в молитвы, то искушений никаких не будет. Все очень просто. Его задача — отвратить нас от Бога. Но если искушения, и те мысли внутренние, те волнения, которые он в нас вселяет, приводят к обращению к Богу, если мы вместо рассуждений и размышлений на тему этих искушений просто обращаемся к Богу, тут же вопием к Нему, то враг перестает нас тут же искушать. Потому что его задача не привести нас к молитве, а отвратить от молитвы.

Дай Бог, чтобы мы с вами помнили об этом, потому что зачастую мы с вами забываем о той борьбе с духами злобы поднебесной, которую ведут все люди и, безусловно, каждый христианин, забываем за какими-то делами житейскими. Дай Бог нам это помнить, Дай Бог из этих всех искушений, которые нас каждого подстерегают, делать правильные выводы и превращать их в молитву. Этого мне хочется всем нам с вами пожелать.