31 мая 2020, в Неделю 7‑ю по Пасхе и 20-ю годовщину обретения мощей преподобного Никиты Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Сегодня за Литургией был прочитан отрывок Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа. Среди прочего, в нём содержится такое молитвенное воззвание к Богу-Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Получается, что жизнь вечная не только базируется на знании Бога, она является знанием Бога. Господь Иисус Христос не изобретал какого-то нового понятийного языка, Он всегда использовал устоявшиеся понятия, то, что пришло из традиции Ветхого Завета. Если же мы проанализируем Ветхий Завет на предмет знания Бога, то увидим, что у этого словосочетания есть очень много самых разных значений, которые невозможно свести к чему-то одному.

Для понимания того, что в каждом конкретном случае подразумевает под знанием тот или иной отрывок Ветхого Завета, надо смотреть на его контекст. При этом очевидно вот что: никогда библейский язык под знанием Бога не понимает лишь интеллектуальное знание суммы истин о Боге, но при этом речь всегда так или иначе идёт о практическом познании, которое базируется на нравственности. Иными словами, познать Бога невозможно интеллектуальным путём, это знание доступно лишь чистым сердцем, вне зависимости от уровня их интеллектуальной подготовки и умения работать с информацией.

Но как Господь Иисус Христос использовал понятийный аппарат Своего времени и Своего народа, так и мы все находимся в зависимости от той среды, в которой выросли и к которой принадлежим. Нас всех учили, что знание это, в первую очередь, сумма информации. Поэтому мы пытаемся постигать разумом. Само по себе это неплохо, это очень важный и значимый путь познания. Но такой путь познания нельзя назвать полным, ведь к любому ответу на вопросы можно придумать новые вопросы, это бесконечный процесс, который в конечном итоге уводит человека на некую бесконечную спираль вопросов и ответов.

В своё время мне довелось встретиться с человеком, который пытался разобраться в христианстве таким путём. Он задавал вопросы, искал на них ответы, ставил новые вопросы и так далее. Однажды он пришёл на исповедь и среди прочего озвучил какие-то из своих вопросов. Я не стал отвечать, я в лучших риторических традициях ответил ему вопросом на вопрос. Вопрос мой был прост: когда вы последний раз причащались? Оказалось, что несколько десятков лет назад, при том, что я очень часто видел этого человека в храме. Выяснилось, что он считал для себя невозможным причащаться до той поры, пока не ответит на все свои богословские вопросы. Он полагал это нечестным. Но мне удалось уговорить его провести эксперимент: молитвенно приготовиться и причаститься. Он так и сделал. И выяснилось, что всё то множество вопросов куда-то улетучилось. Исчезла необходимость получения на них интеллектуального ответа. Все стало ясно. Но ясно не на уровне интеллекта, а на уровне сердечного восприятия.

Сегодня мы совершаем память нашего величайшего святого — преподобного Никиты Столпника. Этот человек услышал буквально одну фразу Священного Писания, которая затронула всё его естество. Он не был знатоком Писания вообще, он ушёл исполнять лишь то, что услышал. Он не стал множить вопросы, он ушёл познавать Бога деятельным нравственным познанием и, как свидетельствует Церковь, преуспел в этом деле. Его жизнь, его слава — одно из множества свидетельств истинности слов нашего Господа о том, что есть жизнь вечная, она есть опытное знание Бога, которого могут достичь лишь чистые сердцем.

Помолимся же преподобному отцу нашему Никите, чтобы его молитвами Господь очистил сердце каждого из нас, и чтобы все мы через евангельские дела достигли жизни вечной — познания единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа!