22 мая 2021 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сестры! Христос воскресе!

С днём памяти святителя Николая Чудотворца всех вас сердечно поздравляю!

Думаю, многим известно, что житие святителя Николая с научной точки зрения не самый безупречный текст. Оно подвергается, и вполне справедливо, критике. Дело в том, что агиографическая — житийная — традиция, посвящённая святителю Николаю, очень обширна, сложна и запутанна. К примеру, ещё в середине 18-го века было установлено, что в житии святителя Николая находятся элементы жития другого святого Николая — Сионского, а современные исследователи утверждают, что самый древний текст о святителе Николае — «Деяние о стратилатах» — известен в пяти редакциях, две из которых смешанные.

Вообще, говорить о научном исследовании жития святителя Николая можно очень долго, этому вопросу посвящено немало серьёзных учёных трудов. Сам же по себе факт существования таких трудов свидетельствует о как минимум двух важных вещах: святитель Николай почитается давно и всеми христианами, святитель Николай почитается не по причине перечисленных в его житиях чудес. Мы знаем, что причина почитания святителя заключена в его милосердии: именно с упоминания милосердия святого начинается посвящённый ему акафист — «миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море». Чудеса же — следствие его милосердия. Не только в том смысле, что святитель Николай по своему милосердию творит чудеса, но и в том, что Бог слышит святого по причине его милосердия.

Но милосердие очень непростая вещь, заповедь о ней непросто понять, а ещё сложнее исполнить. Дело здесь в том, что чем выше восходит человек по пути христианского совершенства, тем яснее он видит зло и несовершенство окружающего его мира. А это приводит к состоянию, о котором в своё время прекрасно сказал пророк и псалмопевец Давид: «Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» (Пс. 118, 53). Ужас, в свою очередь, выражается в гневе и в желании вмешаться в ситуацию с тем, чтобы всё исправить. Но если поступать таким образом, если идти по этому пути, то на место чужого зла есть риск поставить своё собственное, — ведь все мы поражены грехом Адама и Евы, — то есть если идти по этому пути, то произойдет простая замена одного типа зла на другой.

Избавиться от желания всё исправить можно только через уход от разделения на «я» и «они», так, как об этом писал апостол Павел в его размышлениях о Теле Христовом: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Если переживать человеческое сообщество таким образом, то грех другого не будет восприниматься как что-то внешнее по отношению к нам, следовательно, не будет и гневного стремления к тому, чтобы силовыми методами исправить ситуацию. Но будет нечто иное, а именно — то самое искомое милосердие. Оно не будет вынужденным, а внутренним и естественным, точно также, как каждый из нас бесконечно милостив к любой части своего физического тела вне зависимости от того, какие грехи были совершены с её помощью. А вслед за проявлением человеческой милости придёт и милость Божия, так, как о том сказал Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди.

Святитель Николай потому и милостив, что через своё в высшем смысле христианское устроение он един со всеми, он с нами и среди нас, он не отделял и не отделяет себя от нас даже тогда, когда мы находимся в глубине грехопадений. Он милует. Он не может иначе. А мы, прославляя его, молимся о том, чтобы и нам достигнуть того же богоподобного милосердия, которое, конечно же, невозможно без строгой нравственной жизни по заповедям Христовым.