4 января 2021 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Казанском храме города Углича.

Его Преосвященству сослужили священники, окормляющие исправительные учреждения Ярославской области.

Традиционно в этот день совершается Литургия в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящемся на территории исправительной колонии строгого режима №3 в Угличе, но из-за пандемии в этом году это сделать оказалось невозможным.

Руководитель Отдела по тюремному служению Ярославской митрополии священник Александр Запрягаев зачитал поздравительный адрес на имя епископа Переславского и Угличского Феоктиста от начальника УФСИН России по Ярославской области полковника внутренней службы Е.С. Попова.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Два предпоследних стиха из сегодняшнего евангельского отрывка упоминают один из самых употребительных в библейской символике пищевых продуктов — соль: «Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9, 49-50).

Свойства соли известны любому человеку с самого раннего детства: соль придаёт вкус пище, и она же является самым распространённым консервантом. Господь Иисус Христос ставит соль и мир между апостолами в один логический ряд, он уподобляет взаимный мир соли. То есть мир и согласие — это то, что не только делает жизнь интересной, наполненной и привлекательной, но и то, что предохраняет христианское сообщество от распада, а христианскую проповедь и свидетельство от всевозможных искажений. Помимо этого, мирное состояние духа служит ясным свидетельством того, что человек исполняет волю Божию, которую далеко не всегда просто понять и определить.

Ныне покойный митрополит Вениамин (Федченков) в двадцатые годы прошлого столетия во время своего архипастырского служения в Америке столкнулся с одной очень непростой проблемой, правильного решения которой он не мог найти, но которую невозможно было проигнорировать и оставить нерешённой, на это у него не было права. И он стал ежедневно служить Божественную Литургию и молиться, чтобы Господь подсказал ему, как необходимо поступить в сложившейся ситуации. Довольно скоро он заметил, что один из двух возможных вариантов ответа на мучавший его вопрос, тот, который ему подсказывал разум, вызывает в душе беспокойство, а другой, с которым не согласен разум, наоборот, наполняет душу миром и спокойствием. Будучи искренним христианином, владыка Вениамин в конечном итоге решил следовать не за своим разумом, а за своей душей, и выбрал тот ответ, который наполнял душу миром, но с которым упорно не соглашались интеллектуальные выкладки. Время показало верность итогового решения много лет спустя, после смерти владыки.

Перед абсолютным большинством из нас не стоят проблемы такого уровня и масштаба, которые стояли перед митрополитом Вениамином или которые стоят перед нашими с вами известными современниками, обличёнными властью и несущими бремя сопряжённой с ней ответственности, но перед нами ежедневно встают проблемы рабочие и внутрисемейные. И при принятии решения нам стоит помнить об опыте живших до нас подвижников благочестия и о призыве Христа к сохранению взаимного мира, который является солью нашей жизни.