В день памяти преподобного Силуана Афонского епископ Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском соборе города Углича

Дмитрий Ухоботов
Фото

24 сентября 2022 года, в день памяти преподобного Силуана Афонского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Сегодня мы с вами услышали в качестве рядового евангельского чтения отрывок из очень непростой для понимания 24-й главы Евангелия от Матфея. Именно эту главу чаще всего вспоминают и цитируют тогда, когда окружающий мир входит в эпоху потрясений и катастроф, ведь именно в этой главе содержатся пророчества Господа нашего Иисуса Христа относительно того, что будет происходить перед Его Вторым Пришествием, и именно в этой главе находятся те слова, которые прозвучали сегодня: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец» (Мф. 24, 6).

Вообще, в 24-й главе Евангелия от Матфея переплетены две пророческие линии, в ней говорится о днях осады Иерусалима, о его полном разрушении, и о времени, которое будет предварять собой Второе Христово Пришествие. Эти линии переплетены между собой настолько сильно, что не всегда понятно в каком именно месте Спаситель говорит о том или ином грядущем событии. Но есть в этой главе и нечто общее, то, что актуально для всех поколений, на что необходимо обратить особое внимание, речь идёт о связи между умножением беззакония, то есть проявлением всех упомянутых Христом негативных процессов, и охлаждением любви: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Эта Христова мысль несколько теряется среди описаний грядущих событий, она, в отличие от попытки высчитывать времена и сроки, не привлекает к себе особого пристального внимания и, как правило, не становится объектом пристального исследования. Она ускользает, и в повседневной жизни мы ей, увы, не руководствуемся.

Если, по слову Христа, любовь уничтожается беззакониями, следовательно, чем больше проявлений греха, то есть отступлений от Богом данного нравственного закона, тем меньше любви. Обратная пропорция между грехом и любовью очевидна и понятна. Соответственно, нет никакого смысла говорить о любви там, где есть грех. И грех не может быть путём достижения любви. Неважно какой грех и неважно о какого рода любви идёт речь. Хотя, конечно, Христос Спаситель имеет в виду совершенно конкретный и самый важный для человека вид любви — любовь к Богу, которая зиждется на вере.

Тот, кто ищет любви, должен перво-наперво озаботиться борьбой с собственным грехом, с уменьшением того, что святитель Феофан Затворник назвал «областью грехолюбия». А это сделать можно лишь путём уничтожения собственного эгоизма. Ведь именно с эгоизма, с осознания себя особенным и чрезвычайно достойным началось падение праотца Адама, ведь ему, как и Еве, к сожалению, не пришло в голову задать самому себе вопрос: «С чего я вообще взял, что я достоин различать добро и зло? Почему я считаю для себя это возможным?» С эгоизмом же невозможно совладать иначе как отсечением своей воли. Да, это «заезженная» фраза, это неприятное действие, это крайне непопулярное направление внутренней работы и внешней деятельности. Но иного пути нет, ведь как писал всё тот же святитель Феофан, «какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла».

Дорогой отец Николай, вы нас всех сегодня собрали, чтобы мы совершили соборную Литургию и помолились о вас в связи с недавно отмечаемым вами юбилеем — 25-летием служения в сане священника. Конечно же, мы все вас поздравляем со столь значимой датой в вашей жизни. Поздравляем и молимся о вас, молимся, чтобы Бог дал вам возможность и силы предстоять у престола как можно дольше. Молимся мы и о том, чтобы ваше служение было плодотворным, чтобы и вас самого, и вашу паству оно вело к направлению нашей общей христианской цели — к Господу нашему Иисусу Христу. Достичь это цели невозможно, если не следовать ранее мною процитированным словам святителя Феофана Затворника, то есть если не бороться с собственной эгоистичной волей.

Дай вам Бог, во-первых, глубокого и неотъемлемого понимания справедливости слов святителя Феофана, а во-вторых, успеха на этом пути.

Похожие публикации