18 июля 2020 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме Переславля.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии начальнику охраны Феодоровского монастыря и епархиального управления Алексею Житникову была вручена архиерейская грамота.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В Церкви и около неё всегда находились и находятся люди, которые стремятся не к Богу, а к каким-то сверхъестественным состояниям или же мистическим озарениям. Им интересно не общение с Богом как таковое, не Сам Бог, не Его слова, а собственные эмоции и разного рода экстатические состояния, которые выдаются за плод молитвы. Церковь же неустанно свидетельствует, что ничего подобного искать не стоит, не надо гоняться за внешними эффектами, о них даже думать не стоит. Более того, такие поиски крайне опасны как для души человека, так и для его ума.

Но если общение с Богом не проявляет себя в каких-либо необычных состояниях, то как его можно распознать? Что может быть достоверным свидетельством того, что человек находится на правильном пути, если он не ощущает ничего сверхъестественного? В чём вообще может быть отличие христианина от других людей?

Апостол Павел в сегодняшнем отрывке даёт ответ на эти вопрос: истинное богообщение должно приводить к плодам Святого Духа. А это, по апостолу, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Но есть одна серьёзная сложность. К примеру, радость может быть иллюзорной, надуманной. Может быть простой эмоцией, которая вызвана, скажем, неожиданной денежной премией, а вовсе не плодом Духа. Такая радость мгновенно оборачивается крайней печалью, если её носитель подвергается каким-либо внешним нападкам. А все потому, что нет ни веры, ни кротости, ни долготерпения. Почти любой дар из данного апостолом перечня может быть подвергнут фальсификации, а потому его надо проверять, конечно, в самом себе, а не в ком-то другом.

Все перечисленные апостолом дары Духа относятся к духовно-нравственной области, а их перечисление соблюдает определенный порядок: они расположены в порядке убывания, от высшего к низшему. В основе же всего лежит воздержание. Оно рождает кротость, кротость приводит к вере, вера — к милосердию и так далее. О том, что начинать стяжание даров Святого Духа надо с воздержания, говорит и следующая за перечнем даров апостольская мысль, в которой упоминаются те, кто распял «плоть со страстями и похотями». То есть те, кто научился жить по разумной своей воле, сопряжённой с волей Бога, а не под диктовку тела с его бесконечными и зачастую лишёнными какого-либо смысла требованиями.

Достигается же это только через обретение навыка воздержания. Наличие воздержания проверить очень легко: оно либо есть, либо его нет. Либо способен человек придерживаться установленного для него режима поста и молитвы, либо нет. Если, к примеру, о вере и о её присутствии даже в самом себе сказать крайне непросто, то воздержание не вызывает таких проблем.

Дай нам всем, Господи, молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского начать с малого, с воздержания, и прийти к великому, вечному и нетленному — к любви Христовой и радости о Христе Воскресшем!