В день памяти мучеников Мануила, Савела и Исмаила епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола

30 июня 2022 года, в день памяти мучеников Мануила, Савела и Исмаила, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола Переславского района.

За понесённые труды на благо Святой Церкви Евгения Александровна Романова была удостоена медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья!

Мне в первую очередь хочется выразить благодарность настоятелю этого храма отцу Сергию за то, что он сегодня — в памятный для него день очередной годовщины кончины его мамы Лидии — нас всех здесь собрал. Ведь сам этот факт указывает, что вы, отец Сергий, осознаёте и глубоко переживаете необходимость соборной молитвы. Я не был знаком с вашей мамой, поэтому я ничего не могу сказать про неё, но я могу сказать несколько слов про сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия от Матфея.

У Священного Писания есть несколько уровней прочтения. Евангелие от Матфея — не исключение. Инструкции для апостолов, которые дал Господь Своим ученикам перед тем, как они отправились на проповедь Благой вести и часть которых мы сегодня услышали, помимо своего прямого значения, имеют и другой смысл, который совершенно не очевиден на первый взгляд. Этот смысл никак не связан с проповедью, с гонениями, с Палестиной и с самими апостолами. Он имеет отношение к борьбе со страстями и с приобретением добрых христианских навыков, с тем, что святоотеческая письменность называет стяжанием добродетелей.

И наши тела, и наши души живут и развиваются по законам, которые установил Бог. Эту мысль можно принимать, можно её отвергать. Можно верить в существование Бога, можно не верить, Бог уважает свободу человека, и Себя Самого никому не навязывает. Законы духовной жизни в своей неотвратимости равны законам физического мира. Тот факт, что маленький ребёнок ещё не вполне освоился в мире вещей и земного притяжения, не избавляет его от риска упасть и больно удариться. Нечто похожее есть и в сфере жизни души: незнание и неверие не избавляет от последствий нарушения духовных законов.

Священное Писание — это не только рассказы о давно живших людях, не только пророческие откровения, это, в-первую очередь, базовый курс духовной жизни. Именно так его понимали святые комментаторы. В самых простых исторических рассказах они стремились видеть раскрытие секретов устроения человеческого духа. Сегодняшнее повествование про начало апостольской проповеди — не исключение. Например, преподобный Максим Исповедник в словах Христа Спасителя «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10, 23) видел указание на принцип упражнения в различных видах аскетических подвигов. Под «городом» он понимал одно из множества аскетических деланий, таких как добровольное ограничение в еде, в сне, усиленное молитвенное правило и тому подобное.

Если достаточно долго упражняться в какой-либо одной добродетели, то неизбежно возникают гордость и тщеславие, приходит некоторое превозношение над теми, кто поступает иначе, например, над теми, кто не соблюдает пост. Это, по мысли преподобного Максима Исповедника и есть попытка выдворить из города, а так как Христос Спаситель не призвал Своих апостолов оставаться в городе несмотря ни на что, напротив, Он сказал бежать в другой, то и преподобный Максим советует оставить строгость одного подвига и перенести все силы на другой, тот, в котором ещё нет особых успехов.