Вечером 18 марта 2021 года, в четверг первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно благодарю вас за совместную молитву и поздравляю с начавшимся Великим постом.

Предлагаю каждому из вас поразмышлять над ответом на такой вопрос: «Для чего нужна праведность?»

Человек с усердием, тщательностью и увлечением делает только то, что имеет для него смысл. Эта закономерность верна и для жизни духовной. Поэтому нам нужно чётко осознавать для чего именно мы должны уклоняться от греха и жить праведно. На этот вопрос могут быть самые разные ответы, и хорошо бы нам с вами их знать.

Покаянный канон Андрея Критского даёт нам один из возможных ответов. Сегодня в четвёртой песни канона речь шла о многострадальном Иове. Сначала преподобный Андрей указывает на этого человека, а в следующем тропаре говорит: «Если он, будучи праведным и безукоризненным более всех, не избежал козней и сетей обольстителя диавола, то что сделаешь, ты, грехолюбивая несчастная душа, если что-нибудь неожиданное постигнет тебя?» Иов — несомненно, праведник, который не только потерял всё своё имущество, но лишился детей, здоровья и, будучи обезображен, стал изгоем в обществе. И этот праведник под гнётом таких тяжёлых испытаний едва не отрёкся от Бога, к чему его активно побуждали жена и друзья.

Как связаны праведность и несчастья, которые нас постигают? Любой грех лишает нас способности здраво воспринимать действительность. Мы знаем, что человек, например, впавший в блуд, меняется. То, что вчера было для него греховным, сегодня кажется нормальным. Допустив один большой грех, он с лёгкостью совершает и другие. А затем впадает в отчаяние, жалуется на богооставленность и пустоту жизни, ведь ещё более страшным последствием греха является духовная слепота — неспособность видеть действия Бога.

Праведник понимает действия Бога в большей степени, и именно это понимание помогает ему пережить самые страшные испытания. Иов, пройдя через все физические трудности, столкнулся с самым тяжёлым искушением — непониманием действий Бога. И он едва не пал. Так каково будет нам в подобной ситуации? У нас не получается благодарить Бога в болезнях, не говоря уже о потере близких людей. Наши грехи ослепляют нас, заставляя искать виноватых, склоняют нас к ропоту. Конечно, невозможно постичь Бога, но можно приближаться к пониманию Его замысла о нас и о мире по слову самого Господа нашего Иисуса Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15), — а такое понимание приходит только через стяжание праведности. Аминь.