Рождественское послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!
Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4, 6–7)
Существует вопрос, на который мы — христиане — должны всей своей жизнью давать ответ как самим себе, так и всему миру: «Что принёс человечеству Христос?» Конечно, этот вопрос можно сформулировать и иначе, но суть его сохранится, и в любой из возможных формулировок он будет касаться конечного плода Христова Пришествия в мир, Его Страданий и Смерти, Его Воскресения и Вознесения.
Сегодня мы торжественно славим Христово Рождество, это тот праздник, который чрезвычайно насыщен богословским содержанием, и он побуждает нас в очередной раз вспомнить, что и как Воплотившийся Господь изменил в нашем мире.
Все мы прекрасно помним о конечной цели жизни христианина — она в Царстве Небесном. Всё, что мы делаем, будучи христианами, подразумевает наше стремление к обетованному Спасителем Царству. Однако вот что любопытно: по словам Самого Христа, Царство Небесное — это отнюдь не какое-то отдалённое место, в которое можно попасть лишь после физической кончины тела, Царство Небесное нельзя назвать также и специфическим эмоциональным или же психологическим состоянием. Вообще, когда мы размышляем об этом Царстве, то любые аналогии из окружающего нас мира оказываются не вполне удачными, именно по этой причине Спаситель, поучая Своих учеников о Царстве Небесном, использовал не одну аналогию, а несколько. Так, мы помним, что Он уподоблял Царство маленькому зерну (см. Лк. 13, 19), закваске (см. Лк. 13, 21), драгоценной жемчужине (см. Мф. 13, 45–46), закинутому в море неводу (см. Мф. 13, 47), а ещё Господь сказал Своим ученикам прекрасно всем нам известные слова: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 41). Если же попытаться суммировать евангельские представления о пределе христианских устремлений, то окажется, что внятно и определённо, без использования аналогий, о нём можно сказать лишь одно: Царство Небесное желанно и вожделенно.
Оно вожделенно так, как вожделенна жизнь, наполненная любовью и гармонией, как жизнь, в которой нет места страданию, боли и смерти, как жизнь, в которой всегда есть к чему стремиться, чем заниматься и ради чего трудиться. Царство Небесное вожделенно как любовь, но любовь не земная и скоротечная, а любовь, простирающаяся в вечность, как любовь Бога к человеку.
Христово Рождество — это возвещение такой жизни и любви. Да, с Пришествием Спасителя мир внешне не изменился, но изменилось его содержание, и отныне любовь Божия открыта для всех, потому то Христов апостол Павел и написал те слова, которые звучат во время Рождественского богослужения во всех православных храмах: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4, 6–7).
Пусть же эти слова апостола станут выражением личного опыта каждого из нас, пусть Всемилостивый Господь вселится Духом Своим Святым в наши сердца и наполнит их радостью осознания нашего усыновления Богом через Спасителя мира Иисуса Христа!
С Праздником! Христос раждается, славите!
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Рождество Христово, 7 января 2025 года, г. Переславль-Залесский