11 сентября 2024 года, в день воспоминания Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Михаил Красноцветов, священник Артемий Омельянов, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Ольга, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с воспоминанием того события Священной истории, которое довольно непросто трактовать как праздник, но которое Церковь тем не менее воспринимать как торжество. Конечно, мы с вами понимаем, что любое церковное торжество — это не увеселение плоти, это радость духовная. Сегодняшний праздник как нельзя лучше иллюстрирует такой подход: торжествуя духом, мы скорбим плотью, и скорбь наша выражается в строгом посте, которым сопровождается этот праздник.
Однако о каком таком торжестве духа может идти речь тогда, когда мы вспоминаем убийство праведника? Ответ на этот вопрос имеет как минимум две грани.
Во-первых, убийство Иоанна Предтечи стало следствием его верности слову Божию, и в этом, конечно же, проявляется торжество духа над плотью. Мы с вами прекрасно знаем, что обличение кого-либо в грехе — это очень неблагодарное занятие, сложно представить человека, который в ответ на такое обличение сердечно бы поблагодарил и постарался исправиться. Как правило, реакция совершенно иная: обличаемый не спешит видеть собственный грех, не спешит его уврачевать, ну а того, кто осмелится ему на него указать, такой человек начинает воспринимать как своего злейшего врага, который не способен должным образом оценить его высокие устремления, а также правильно воспринять особенности его запутанной жизни. Именно так отнёсся к обличению со стороны Иоанна Предтечи и Ирод Антипа, Ирод, как мы знаем из Евангелия, несмотря на свою симпатию к Иоанну, не смог снести обличения, он заключил Предтечу в темницу, и через какое-то время казнил.
Эта печальная история — вызов для каждого человека, она задаёт нам вопрос о том, до какого предела мы готовы отстаивать истину слова Божия. Есть и ещё один вопрос, который неизбежно вызывает евангельский рассказ об Усекновении главы Иоанна Предтечи: что для нас имеет больший приоритет? Тленная плоть или нетленный дух? Иоанн нашёл свой ответ. Конечно, меньше всего хочется, чтобы кому-то пришлось отвечать на этот вопрос в ситуации, схожей с ситуацией Христова Предтечи, но сам вопрос не должен ускользать из сферы нашего внимания.
Сегодня торжество духа и ещё в одном смысле: история Иоанна Предтечи показывает то, о чём мы все знаем, но что редко является движущей силой нашей жизни — оно напоминает нам о бессмертии наших душ. Да, Иоанна жестоко и несправедливо убили, да, он умер совсем ещё молодым человеком, да, он не оставил по себе объёмных книг, не оставил картин, скульптур или же архитектурных сооружений, но разве может кто-то сказать, что он жил напрасно? И может ли кто-то сказать, что его больше нет? Его слава и его жизнь — в Боге, почитание Иоанна Предтечи свидетельствует не только о том, что у Бога все живы, но и о том, что истинная жизнь — это исполнение заповедей, неразрывно связанное с познанием Бога, как о том и сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Дай Бог, чтобы мы по молитвам святого праведного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна обрели крепость веры, и не боялись жить по закону евангельскому, а не по закону тленного мира!