21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Казанском храме села Рахманово Переславского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Плещеевского округа священник Илия Лунгу, настоятель храма священник Сергий Жданов, протоиерей Димитрий Беляев, иеромонах Тихон (Батурин), священник Алексей Румянцев, диакон Владимир Принёв.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с воскресным днём и с днём чествования Казанской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!
С Казанской иконой Божией Матери связано много славных событий нашей российской истории, мы помним, что именно эта икона стала во главе русского ополчения в 1612-м году, с этой иконой мы связываем освобождение нашего Отечества от польских интервентов. Свобода — это всегда прекрасно, свобода — это то, что даровал нам Христос, и Его апостолы не уставали повторять, что все мы призваны к свободе. Бог через Казанский образ Божией Матери даровал нашему Отечеству свободу в начале XVII века, Бог охранял нашу свободу и в последующие тяжёлые времена, бережёт Он её и сейчас. И нам стоит задуматься: а для чего Бог это делает? Для какой цели нам дана внешняя свобода? Для христиан ответ на этот вопрос кажется совершенно очевидным: внешняя свобода должна быть обращена в свободу внутреннюю, то есть в свободу от всякого греха, мы, по прозвучавшему сегодня во время Литургии слову апостола Павла, должны поработить себя «праведности на дела святые» (см. Рим. 6, 19).
В словах апостола Павла довольно любопытно использование понятия рабства. Вообще, Христовы апостолы в своих посланиях никогда не выступали против рабства как такового, более того, они его использовали на благо евангельской проповеди, правда, делали они это в довольно неожиданном ключе: с помощью самого понятия рабства апостолы говорили о практических следствиях Христова Воскресения. Именно так и поступил апостол Павел в 6-й главе Послания к Римлянам, отрывок из которой прозвучал сегодня во время Литургии.
Даже тому человеку, который почти ничего не знает о рабстве, известно, что рабы не могли выбирать себе хозяина, не могли они и решать, чем они станут заниматься. Рабы были одушевлёнными предметами, и в большинстве случаев хозяин мог распоряжаться ими так, как он мог распоряжаться любой другой своей собственностью: забивать гвозди утюгом не очень удобно, но за неимением молотка вполне возможно, и каждый, имеющий в своём распоряжении утюг и гвозди может при желании забивать гвозди утюгом. Нечто подобное было и с рабами. Хотя, конечно, далеко не всегда и не везде рабство имело те формы, которые нам известны из истории Северной Америки. Знает история и более человечные проявления рабства. Как бы то ни было: раб не принадлежит самому себе, и он не решает, чем ему заниматься.
Именно эту мысль использовал апостол Павел для иллюстрации воздействия на человека греха: никто не в силах сопротивляться живущему в нас греху, ведь грех вошёл в природу человека после грехопадения, и сопротивление греху по своей сути мало чем отличается от сопротивления необходимости дышать, спать, есть и пить. Такое положение дел дало право апостолу Павлу написать, что его адресаты, как и все люди, «были рабами греха». Однако Христос, пострадав и воскреснув, изменил человеческую природу, и мы, становясь через крещение и причащение Христовых Тела и Крови одной природы со Спасителем, обретаем свободу от греха. Если же мы согрешаем, то делаем это не по причине невозможности сопротивляться греху, а по собственной испорченной воле.
На этом мысль апостола Павла не остановилась: он написал, что Христос, искупив нас от греха и смерти, даровал нам свободу, и мы вправе распоряжаться своей свободой так, как нам заблагорассудится. Однако есть одна чрезвычайно важная проблема, она заключается в том, что существуют лишь два пути — путь рабства греху и путь рабства праведности, никакого нейтрального промежуточного состояния попросту нет, а потому если мы не хотим снова оказаться в рабстве у греха, то мы должны воспользоваться своей свободой для того, чтобы поработить себя праведности.
Апостол Павел здесь же постарался помочь своим адресатам сделать правильный выбор, он написал, что рабство греху неизбежно заканчивается смертью, то есть отлучением от Бога, тогда как рабство праведности приводит к противоположному результату: к вечной жизни «во Христе Иисусе, Господе нашем».
Очень хочется надеяться, что все предстательством чествуемой ныне Пресвятой Владычицы нашей Богородицы изберём путь рабства праведности, и через это обретём Христово Царство вечной славы!