9 июля 2024 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Павлово Борисоглебского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма протоиерей Николай Тараканов, настоятель Борисоглебского мужского монастыря игумен Иоанн (Титов), благочинный Спасо-Яковлевского мужского монастыря г. Ростова игумен Леонтий (Эмедов), духовенство Борисоглебского благочиния Переславской епархии и Спасо-Яковленского монастыря г. Ростова.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии медали прп. Даниила Переславского III степени были удостоены:
- Александр Петрович Афонин;
- Вячеслав Вячеславович Китаев.
Архиерейских грамот были удостоены:
- Нина Львовна Масленникова;
- Наталья Андреевна Григорьева.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с днём празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери и с 250-летним юбилеем основания этого замечательного храма!
Совсем недавно — позавчера — мы освятили очередной храм нашей епархии, к счастью, у нас довольно часто происходят освящения как восстановленных, так и новых храмов, и всегда это праздник, очень похожий на праздник крестин, да и сам чин великого освящения храма во многом перекликается с чинами крещения и миропомазания. Такая схожесть даёт нам возможность некоторые размышления о человеке переносить на размышления о храме. Так, есть очень известные люди, и есть очень известные храмы, есть люди незаметные и скромные, есть и такие храмы.
Сегодня во время Литургии читался отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, и в нём прозвучали довольно странные слова Христа, адресованные Его ученикам, Спаситель сказал, что, придя в то или иное селение с проповедью, должны сперва узнать, кто в этом месте достоин и именно в доме этого человека они должны оставаться всё то время, которое они будут проповедовать Благую весть. При всём при этом Христос не сказал о том, каким образом можно понять достоин человек или нет? Он не дал никакого критерия достойности. Возможно, что эти Его слова просто не вошли в текст Евангелия. Также возможно, что ученики поняли мысль Учителя без дополнительных комментариев.
Последнее кажется более вероятным, так как незадолго до этого Христос говорил о путях проповеди: апостолы не должны были идти к язычникам и к самарянам. Это указание существенным образом ограничивало возможные маршруты, которые должны были пролегать только через иудейские селения, в которых есть религиозные общины, есть люди, ожидающие пришествия Мессии, есть те, кто ежедневно возносит свои молитвы о скором наступлении мессианской эры, эти люди не запятнали себя какими бы то ни было серьёзными грехами. Проще говоря, достойный принять апостолов человек должен быть, во-первых, иудеем, во-вторых, человеком религиозным, у которого вера и практика жизни не противоречат друг другу. Именно к таким людям было первоначально обращено апостольское слово. В дальнейшем критерии выбора аудитории претерпели заметные изменения: апостолы стали обращать проповедь к любому, кто был готов их слушать. Но произошло это изменение значительно позже. В тот момент, о котором повествует сегодняшнее евангельское чтение, надежда возлагалась на благочестивых иудеев.
Время шло и уже вскоре после Воскресения Христова стала очевидной опасность смешения социального статуса человека и его личного благочестия. Апостол Иаков в своём послании задаётся вопросом: «Если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак. 2, 2–4). Очевидно, что апостол Иаков писал так не из желания предвосхитить возможные ошибки, он отвечал на вызовы времени, ему было очевидно смещение понятия достойности с благочестия на общественное положение человека. Эта опасность, как мы знаем, никуда не далась. Напротив, она усилилась, и нет никакого смысла лукавить: сегодня мы, как правило, именно так и поступаем — смотрим не на духовное благородство человека, а на его социальный статус.
Поступаем мы так и в отношении храмов: если кому-то и интересны древние малоприметные церкви, то только как некоторая историческая реликвия, ну или как объект для атмосферной фотосъемки. Мало кого волнует, что эти храмы с каждым годом приходят во всё худшее состояние, и многие из них мы рискуем утратить в ближайшее время. Эти храмы находятся в глубинке, вдалеке от больших городов и трасс федерального назначения, этих храмов много, как много и людей небогатых и непримечательных.
Но мир стоит благодаря самым простым людям, и именно они в конечном итоге откликнулись на евангельскую проповедь, они стали основной земной Церкви. То же самое можно сказать и про наши древние сельские храмы: они — основа нашей Церкви, и мы должны их беречь, памятуя, что все мы получили своё христианское бытие как раз в таких храмах, ведь в них крестили наших предков, в этих храмах молились наши святые и подвижники благочестия, они были центров духовной жизни нашего народа. Дай Бог, чтобы мы это помнили, и относились к таким храмам с подобающим вниманием и уважением! Ну а дорогому нашему отцу Николаю я от всей души желаю помощи Божией в его трудах на благо Тихвинского храма села Павлово!