9 мая 2024 года, в четверг Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме великомученика Георгия Победоносца города Переславля.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма священник Михаил Васильковский, священник Димитрий Козачек, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов.
На малом входе к празднику Святой Пасхи 2024 года клирик храма священник Димитрий Козачек был удостоен права ношения камилавки.
По окончании Литургии был совершён благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
По окончании богослужения были вручены свидетельства участникам епархиальным курсов звонарей.
Курсы звонарей Переславской епархии проводились при храме вмч. Георгия Победоносца г. Переславля-Залесского под управлением старшего звонаря Василия Анатольевича Садовникова. На протяжении пяти месяцев с желающими изучить искусство колокольного звона проводились теоретические и практические занятия, затем состоялся экзамен, который успешно сдали 10 человек.
Свидетельства об окончании курсов были вручены:
- Сергею Владимировичу Афонину;
- Ивану Владимировичу Баталову;
- Юрию Анатольевичу Белову;
- Марине Сергеевне Горбуновой;
- Нине Александровне Меркуловой;
- Иоанну Васильевичу Молотку;
- Сергею Васильевичу Молотку;
- Марии Васильевне Молоток;
- Ефросинии Юрьевне Пушковой;
- Евгению Рудольфовичу Ремизову.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви повар прихода храма вмч. Георгия Победоносца Галина Валентиновна Карасёва была удостоена архиерейской грамоты.
Затем владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Михаил, отцы, братья и сёстры!
Христос воскресе!
В день Светлого Христова Воскресения Церковь начинает цикл литургических евангельских чтений, и первое Евангелие в этом цикле — Евангелие от Иоанна. Об этом Евангелии сказано и написано очень много, причина такого интереса к нему понятна — оно, будучи написано очень простым языком, наиболее возвышенное и таинственное, многие мысли Евангелия от Иоанна остаются для нас загадкой, и говорить об их значении мы можем лишь как о некотором предположении.
Любопытно, что в Евангелии есть те фрагменты, значение которых было совершенно очевидным непосредственным слушателям Христа, но при этом представляют сложность для нас, есть те, которые нам кажутся понятными, но они не были таковыми для современников Спасителя, и есть те слова Христовы, которые в равной степени сложны как для нас, так и для жителей Древнего Израиля.
Одно из таких евангельских мест прозвучало сегодня во время Литургии, оно было взято из начала 3-й главы Евангелия от Иоанна, и рассказывало о ночной беседе Господа Иисуса Христа с благочестивым фарисеем Никодимом. Речь, как мы помним, шла о некоем таинственном рождении свыше, без которого человек «не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). Никодим не понял слов Спасителя, а потому Господь обратил к нему довольно любопытный упрёк: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3, 10). Никодим, по мнению Христа, должен был знать, что плоть не наследует Царства Божьего, для вхождения в это Царство необходимо «родиться свыше», родиться от Духа.
Мы не можем упрекнуть Спасителя в несправедливости Его слов, а потому сам высказанный упрёк означал, что Никодим должен был это знать, но откуда он мог бы почерпнуть знание о рождении от Духа? Здесь нам стоит вспомнить, вся религиозная жизнь Древнего Израиля была подчинена плоти, и, базируясь на традиции понимания Священного Писания Ветхого Завета, иудеи полагали, что Царство Мессии — это земное царство, соответственно, наследовать его будут их потомки по плоти. Дух же при обсуждении этого вопроса никак не фигурировал.
Конечно, Христос непросто так адресовал Свой упрек Никодиму и, шире, всему сообществу фарисеев: в своих представлениях о Царстве Божием они умудрились упустить нечто очень важное, они не смогли должным образом понять слова израильских пророков, к примеру, пророка Иезекииля, в книге которого содержатся такие слова: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36, 26). Каменное сердце не способно слышать Бога. Но при этом человек не может ничего с этим сделать своими собственными силами, человек не может сделать своё сердце способным воспринимать голос Бога. Здесь необходима помощь свыше.
Именно об этом и сказал Христос Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). Как же получить эту помощь? Как человек может родиться свыше? Что для этого нужно сделать? Ответ на все эти вопросы одновременно прост и сложен, точно также, как и Евангелие от Иоанна обладает и простотой, и сложностью. Для рождения свыше необходимо, как о том сказал в своё время святитель Афанасий Великий, «возрождение и воссоздание заново души в образе Божием», то есть перерождение человека, такое перерождение, которое сделает все земные устремления вторичными, а на главенствующее место выведет те чувства и пожелания, которые вдохновлены Богом. Путь второго рождения очень непрост, он редко бывает быстрым, ну а начинается он с крещения.
Мы все его начали, кто-то недавно, а кто-то и очень давно, дай Бог, чтобы этот путь привёл нас к своей цели — к новому рождению от Духа и к Царству Божию!