Сотрудники Отдела культурного наследия приняли участие в обсуждении проблем сохранения монументальной живописи

19 апреля 2024 года руководитель Отдела культурного наследия и древлехранитель епархии Юлия Юрьевна Епишкина, помощник руководителя Нина Николаевна Милицина, архитектор-реставратор София Вячеславовна Александрова, а также художник-реставратор, член архитектурно-реставрационной комиссии Переславской епархии Ольга Юрьевна Токарева приняли участие в работе научно-практического семинара, посвящённого проблемам сохранения и реставрации монументальной живописи.

Семинар проходил в Ярославле и был приурочен к Международному дню памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля. Организатором мероприятия выступила Ярославская художественная мастерская «Реставратор». В семинаре приняли участие ведущие реставраторы, хранители культурного наследия и музейные работники. Участники мероприятия заслушали восемь докладов.

О состоянии монументальной живописи XVI–XX веков в памятниках архитектуры Ярославской области рассказала заместитель директора Ярославской художественной мастерской «Реставратор», заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Львовна Васильева. В своём выступлении Татьяна Львовна упомянула о храмах, в которых проводились работы по реставрации живописи, затронула много вопросов по теме.

Среди основных проблем сохранности храмовых росписей, помимо недостаточного бюджетного финансирования, отсутствия оптимального температурно-влажностного режима, нередко, является также и отсутствие бережного отношения к живописи. Росписи часто записываются, отбиваются, поновляются неквалифицированными художниками. За состоянием живописи следует наблюдать не только до реставрации, но и после неё. Целесообразно было бы составить научный реестр объектов культурного наследия, имеющих монументальную живопись, вести постоянный мониторинг за её состоянием, определить объекты, где требуется первоочередная реставрация живописи. Необходимо объединить усилия Русской Православной Церкви и музеев по проведению курсов по обучению сохранения монументальной живописи.

Выступление художника-реставратора монументальной живописи высшей категории мастерской «Реставратор», заслуженного работника культуры Российской Федерации Евгения Александровича Чижова было посвящено актуальным проблемам монументальной живописи на объектах культурного наследия Ярославской области. Евгений Александрович являлся научным руководителем работ на многих объектах, в том числе по реставрации и воссозданию монументальной живописи Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря города Переславля-Залесского. Работы проводились силами Ярославской художественной мастерской «Реставратор» в 2016-2019 годах. В ряду вопросов, затронутых докладчиком, прозвучали также вопросы о недопустимости использования цемента в штукатурке поверхностей, предназначенных для стенописи, о необходимости проведения мероприятий по осушению стен, налаживанию допустимого для сохранности живописи температурно-влажностного режима.

Об обеспечении тепловлажностных условий сохранности монументальной живописи при реставрации церковных памятников архитектуры рассказал, заведующий лабораторией климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации Виктор Борисович Дорохов. Виктор Борисович говорил о необходимости установки системы мониторинга температурно-влажностного режима в храмах. Увеличение влажности ускоряет процесс разрушения живописи, необходим контроль. Пагубно влияет на живопись также введение отопления в неподготовленный храм, особенно в изначально неотапливаемый. Для осушения конструкций храма возможно рассматривать вариант устройства отапливаемых полов с ограниченным обогревом. В зоне освещения живопись также испытывает негативное воздействие. Необходимо учитывать светотехническую составляющую реставрационных материалов.

Доклад заведующей химико-технологической лабораторией Государственного научно-исследовательского института реставрации Елены Львовны Малачевской был посвящен теме «Материалы для реставрации монументальной живописи. История развития. Современное состояние». Елена Львовна заострила особое внимание на том, что прежде чем реставрировать стенопись, необходимо отреставрировать храм и правильно выбирать средства для очистки живописи от грязи, копоти, а также для укрепления штукатурного и красочного слоя.

Об опыте создания церковных древлехранилищ на Ярославской земле рассказал настоятель Ярославского Спасо-Афанасьевского мужского монастыря города Ярославля, древлехранитель Ярославской епархии, магистр по сохранению объектов культурного и природного наследия игумен Никодим (Федоров). Церковные древлехранилища предназначены для хранения вышедших из употребления церковных предметов.

Старший научный сотрудник химико-технологической лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации Ольга Николаевна Беляевская рассказала о результатах мониторинга отреставрированной стенописи в памятниках архитектуры города Ярославля. Ольга Николаевна в своём выступлении особо подчеркнула необходимость постоянного мониторинга за живописью, чтобы совершенствовать методики по её укреплению и сохранению.

Опытом работы по сохранению монументальной живописи вологодских храмов поделилась художник-реставратор монументальной и станковой живописи высшей категории, председатель Вологодской организации «Союз реставраторов России», древлехранитель Вологодской епархии Ольга Александровна Соколова.

Директор по развитию Ярославской художественной мастерской «Реставратор», руководитель Ярославского центра содействия научной реставрации, лауреат областной премии им. П.Д. Барановского Денис Владимирович Полещук рассказал о реализации практических мероприятий по сохранению монументальной живописи в регионе.

После докладов состоялось обсуждение по тематическим вопросам. Участники семинара отметили, что в Ярославской области находится большое количество храмов с живописью, для сохранения которой требуется создать целевую программу. Такая программа может быть создана на основе реестра храмов с монументальной живописью. Необходимо сохранять традиции Ярославской художественной школы.

Семинар завершился экскурсией. Участники семинара побывали в церкви Николы Мокрого, осмотрели комплекс Спасо-Афанасьевского монастыря и монастырский музей.

Похожие публикации