6 декабря 2023 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в Свято-Алексеевской пустыни состоялась традиционная кадетская присяга.
Самые достойные кадеты произнесли слова торжественной клятвы перед своими товарищами, педагогами, родителями и почётными гостями.
После торжественного зачитывания текста присяги кадетам вручили первое в их жизни удостоверение и кадетские погоны.
Затем с добрыми пожеланиями к собравшимся обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:
— Вы сейчас неоднократно произносили слова «Учусь во благо Отечества». А что такое благо Отечества? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Например, можно ответить так, как отвечает тропарь, посвящённый Александру Невскому. Этот тропарь довольно пространный и, может быть, его непросто понять на слух, однако в нём есть совершенно замечательные слова, на которые стоит обратить внимание. Церковь в нём восхваляет святого князя, а затем переходит к просьбам о его молитвах за нас, она просит, чтобы наша страна — держава Российская — была богоугодной. Собственно, в этом и состоит благо Отчества с точки зрения богослужения сегодняшнего дня.
Если следовать мысли тропаря, то оказывается, что невозможно угодить Богу лишь на основании собственного желания, собственного разума и собственных действий, оказывается, для этого нужна помощь святых, и, особенно, благоволение Божие.
В общем-то, об этом нам всем должно быть известно из Нового Завета, благодаря словам Самого Христа и Его апостолов мы знаем, что никто не может прийти ко Христу, если человек не будет привлечён Богом-Отцом (см. Ин. 6, 65). Вся духовная традиция православной Церкви свидетельствует об истинности слов Спасителя: никто не может лишь на основании своего желания, пусть и очень сильного, угодить Богу своей праведностью, более того, любое наше доброе дело мы должны осознавать не столько нашей заслугой, сколько реализацией данной от Бога возможности.
Об этом мы молимся каждое утро, говоря «к Тебе, Человеколюбче, от сна восстав прибегаю, и на дела Твои подвизаюся милосердием Твоим, помози мне на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякие мирския злые вещи». Конечно, это далеко не единственная молитва подобного смыслового наполнения, по сути дела, все наши молитвы содержат в себе аналогичные воззвания. Вполне предсказуемо, что любой разумный христианин осознает, что любое благо необходимо относить не к самому себе, а к Богу.
Однако тропарь святому князю Александру, продолжая эту линию размышлений, идёт дальше, он говорит, что и никакая общность людей, то есть страна, не может угодить Богу в том случае, если не будет такового волеизъявления Бога. И здесь возникает вопрос: а как сделать так, чтобы такое волеизъявление было? Ответ, как мы понимаем, лежит на поверхности, правда, нам почему-то свойственно о нём забывать: любая страна — это некая территория с проживающими там гражданами. Богоугодность страны складывается из богоугодности её граждан, то есть из того, насколько каждый отдельно взятый человек стремится к исполнению данного Богом закона в качестве приоритетной задачи своей жизни, от того, насколько искренне и глубоко мы молимся, насколько мы готовы следовать евангельским повелениям нашего Спасителя, и от того, в какой степени Бог будет нам содействовать. А потому, всякий раз, когда мы размышляем о нашей стране, мы должны думать в первую очередь о себе самих, и задаваться вопросом не о том, в какой степени праведны те, кого Бог поставил управлять нашей страной, а о том, праведен ли я сам, и если ответ на последний вопрос не вполне удовлетворителен, стоит задуматься о шагах по исправлению своей жизни.
Дай Бог, чтобы святой благоверный князь был вам в этом помощником!