26 ноября 2023 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения священник Алексей Румянцев, клирик Алексеевского архиерейского монастырского подворья, был удостоен медали свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского!
Евангельское чтение сегодняшнего дня понуждает нас вновь задуматься об очень важном понятии: о том, кто такой наш ближний. Кажется, что ответ на этот вопрос нам прекрасно известен, ведь мы его слышали в Евангелии от Луки, и мы знаем, что с Христовой точки зрения, а, следовательно, с точки зрения Бога, ближний — это вообще любой человек, а потому к любому человеку необходимо относиться с любовью, вниманием и заботой.
Если же мы отвлечёмся от Евангелия и посмотрим на свою жизнь, то мы увидим, что несмотря на знание слов Христа, на практике мы определяем, кто является нашим ближним, совершенно иным способом. Во-первых, ближними являются наши родственники и близкие друзья, во-вторых, те, с кем нас связывает церковная община, после этого начинается ещё один круг ближних — наши соседи, наши сограждане, люди одного с нами вероисповедания, одной национальности. Вообще, мы на уровне интуиции прекрасно осознаем, где проходит граница между ближним, то есть своими, и чужими, теми, кого нельзя назвать ближними. И свою жизнь мы строим исходя из этого представления. Так, мало у кого из нас есть близкие друзья, скажем, из среды представителей кавказских народов, нет у нас близких друзей и среди мусульман или же буддистов. Для нас эти люди, несмотря на теоретическое евангельское знание, как правило ощущаются как чужаки, в общении с которыми необходимо придерживаться иных, не евангельских законов. Такое отношение к своим и чужим — это что-то глубоко внутреннее, почти биологическое.
С христианской точки зрения объяснить такое отношение вряд ли получится, но оно совершенно замечательно вписывается в теорию социокультурной эволюции, которая развивалась параллельно с дарвинской эволюционной теорией, хотя и не имеет с ней прямой связи. Эта теория отсылает нас к ранним обществам, которые могли выживать лишь при условии чёткого отделения себя от конкурирующих сообществ. В Священном Писании Ветхого Завета мы можем найти отголоски такого подхода, к примеру, в библейской книге Левит есть такие слова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). Некоторые иудейские толкования добавляли к этому библейскому стиху продолжение, которое звучит так: «Потому что он такой же, как и ты». В целом же Ветхий Завет неустанно проводил границу между израильским народом и всеми прочими людьми. Вполне естественно, что с течением времени эта граница стала восприниматься как что-то естественное, как то, что ни при каких условиях нельзя нарушать.
Но Бог есть Творец всякого человека, и Христос воплотился для спасения всех, абсолютно всех, а это означает, что у Бога нет чужих, для него все люди — свои, люди могут заблуждаться, могут вести себя самым непотребным образом, могут быть открытыми богоборцами, но они всё равно остаются для Бога своими, значит, они должны быть своими и для тех, кто верит в то, что Иисус из Назарета есть Воплощенный Бог и Спаситель мира Христос, то есть они должны быть своими и для нас.
Однако это очень сложно, потому что такое отношение к людям требует попрания чего-то очень глубинного в нас самих. Это не менее сложно, чем, скажем, в ответ на агрессию подставить другую щеку, или же отдать последнюю рубашку. Человеческим волевым усилием невозможно достичь ни одного из этих состояний, для этого всем нам требуется помощь Бога, следовательно, нам нужно просить Его, чтобы Он вывел нас за пределы нашей социальной ограниченности и даровал искреннюю нелицемерную любовь ко всем и к каждому.