31 августа 2023 года, в день памяти мучеников Флора и Лавра, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме мучеников Флора и Лавра села Протасьево Борисоглебского района.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святых мучеников Флора и Лавра!
Время, как мы все знаем, вещь очень любопытная: иногда время тянется, иногда оно пролетает, ну а прошлое каким-то непостижимым образом приобретает идеальные черты, и, как правило, оглядываясь назад, мы склонны видеть только доброе и хорошее. Нечто подобное можно сказать и об отношении к жившим до нас людям, особенно к тем из них, кого Церковь причислила к лику святых. Кажется, что в жизни этих людей всё было мило, ровно и благочестиво, кажется, будто бы их проблемы — это и не проблемы вовсе, а так, мелкие недоразумения, которые легко преодолеть. Даже сами страдания святых мучеников со временем предстают в романтическом ключе, и мы перестаём видеть в них ужас, отчаяние и боль. Но апостольские послания убеждают нас в обратном, они ясно свидетельствуют, что святые апостолы сталкивались с куда более серьёзными вызовами, чем доводится сталкиваться нам. 10-я глава Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой прозвучал сегодня за Литургией, — прекрасный тому пример и подтверждение.
Клевета, ложь, нездоровые амбиции, тщеславие — вот то, с чем приходилось бороться апостолу Павлу в христианской среде. Чаще всего мы склонны пасовать перед проявлением подобных качеств в людях. Да и как реагировать на откровенную ложь? Как указать напыщенному глупцу на его место? И есть ли хоть какой-то смысл в диалоге с теми, кто проявляет такие качества? Иной раз проще бывает предать все в руки Божии, то есть просто помолиться об этих людях, и попросить Бога посодействовать их исправлению. Но как быть в том случае, если многие поверили им и начали смотреть на мир глазами таких людей? Неужели надо молчать?
Апостол Павел считал, что следует действовать, но действовать как можно осторожнее, так, чтобы не случилось чего-то более страшного, а такое может произойти, если слова не окажутся достаточно убедительными. И у апостола получалось найти нужные слова.
Как и во многих других случаях, Павел не пытается противопоставлять речам своих обвинителей человеческую мудрость, апостол поступает иначе — он обращает свой взор к Богу, и призывает то же самое сделать своих слушателей. В качестве контраргумента против тех, кто возвеличивал сам себя, апостол написал такую фразу: «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас» (2 Кор. 10, 13). Эти павловы слова несут в себе некоторую загадку, и до конца непонятно, что именно он имел в виду, к примеру, святитель Феофан Затворник, размышляя об этой апостольской фразе написал так: «Это место не совсем определённо. Святой Павел имеет, кажется, в мысли своё свыше избрание быть Апостолом языков, но не хвалится этим, а только тем, что успел сделать доселе. Вся вселенная мой удел, но я не хвалюсь безмерностию такою, а только тою мерою, до которой Бог дал мне и давал достигнуть». Сомнения мы находим и в размышлениях святителя Иоанна Златоуста: «Вероятно, в похвалу свою они говорили: Мы обратили вселенную, мы доходили до пределов земли, и много другого подобного разглашали о себе. Но мы, — говорит (апостол), — не так, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас».
Как бы то ни было, в словах апостола Павла есть недвусмысленное указание на то, что его похвала — Бог, а потому ему самому не надо заботиться о своём статусе и вступать с оппонентами в спор о том, кто больше успел сделать, кто авторитетнее и кого необходимо слушать. Павел призывал своих адресатов обращать внимания не на слова, а на дела, и вместе с этим верить в то, что в конечном итоге Бог прославит истинно Ему угодивших: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10, 18).