2 августа 2023 года, в день памяти пророка Илии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме пророка Илии села Золоторучье Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с днём памяти пророка Божия Илии!
Пророк Илия не оставил после себя какой-либо книги пророчеств, его прямой речи почти нет на страницах Священного Писания, но при этом об Илие знают все. Илия — это не пророк слова, а пророк дела, он не столько говорил, сколько действовал, действовал, конечно же, не от себя самого, а от Бога. Благодаря Илие мы знаем, что пророчество — это не только загадочные возвышенные слова, это ещё и определённые действия, направленные на то, чтобы имя Божие не было пренебрегаемо людьми. Пророк Илия неоднократно упоминается на страницах Нового Завета, в том числе и в апостольских посланиях. Сегодня за богослужением звучит один из таких отрывков, он взят из 5-й главы Соборного послания апостола Иакова.
Время, которое отделяет нас от времени жизни пророка Илии, и сама невероятно удивительная биография этого человека с её необычайным финалом превратили его в полумифическую личность. Мы, конечно же, верим в то, что Илия существовал, но при этом кажется, что он был не таким, как все прочие люди, а потому и нет никакого смысла в том, чтобы сравнивать самих себя с ним.
Апостол Иаков не был согласен с таким подходом, а потому он и написал, что «Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5, 17). То есть у Илии было такое же тело, и такая же душа, но при этом его молитва была чрезвычайно сильна, о чём и упомянул апостол Иаков: «Молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5, 17). Это упоминание было призвано вдохновить читателей послания к тому, чтобы и они не смотрели на молитву как на что-то маловажное и не имеющее особого практического значения. Размышляя об этом, апостол Иаков упомянул лишь один из множества зафиксированных библейской Третьей книгой Царств эпизодов действия молитвы Илии: вот Илия помолился и три с половиной года не было дождя, Илия снова помолился и дождь пошёл. Молитва Илии не была вызвана желанием продемонстрировать собственные способности и близость к Богу, она была вынужденной: для вразумления израильского царя Ахава, который после брака с дочерью сидонского царя Эфбаала Иезавелью допустил в своём царстве возможность совершения языческого культа Ваала. К сожалению, Ахав не вразумлялся словами, и потому Илие пришлось прибегнуть к крайней мере — обратиться к Богу ради воздействия на царя через видимые глазом физические природные явления. Впрочем, и это тоже не помогло Ахаву изменить своё отношение к Богу, он до конца своей жизни остался нечестивым человеком. Тем не менее, упомянутый апостолом Иаковом эпизод из жизни пророка Илии очень важен, особенно же важен сделанный апостолом конечный вывод: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).
У пророка Илии не получилось вразумить царя Ахава, но при этом совесть Илии совершенно чиста — он сделал всё, что мог, всё, что возможно человеку, но никто, даже Сам Бог, не в состоянии обратить к покаянию того, кто не хочет каяться. Однако это вовсе не означает, что не стоит пытаться. Илия пытался. И он бы не оставил своих попыток, если бы Бог Сам не остановил эти попытки, и Ахав не был бы убит случайно выпущенной стрелой неприятеля (3 Цар. 22, 34–35). Нам стоит помнить об этом примере Священного Писания, и пока мы живы не ослабевать в молитвах о себе самих и о друг друге.