9 июля 2023 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Тихвинском храме села Синицыно Мышкинского района.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви в Переславской епархии Феликс Валерьевич Чукалов был удостоен медали Переславской епархии прп. Даниила Переславского III степени.
Священник Сергий Бернацкий, благочинный Яхромского округа Сергиево-Посадской епархии, был удостоен архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Христиане убеждены, что высшее благо человека состоит в пребывании с Богом, так, как пребывали с Ним наши прародители Адам и Ева до своего изгнания из рая. Они могли общаться с Творцом лицом к лицу, у них не было никаких жизненных сложностей, сама смерть не могла к ним подступиться, так продолжалось до той поры, пока через добровольный грех они не лишились блаженства общения с Богом. У христиан есть цель: вернуться к тому состоянию, от которого отпали прародители. Кажется, что такой должна быть цель любого разумного существа, но Священное Писание утверждает обратное: не все и не всегда жаждут общения с Богом как высшего блага. Об этом говорит и тот отрывок из 8-й и 9-й глав Евангелия от Матфея, который сегодня прозвучал во время Литургии.
Напомню: в этом отрывке шла речь об изгнании Господом Иисусом Христом нечистых духов из одержимых ими людей. Спаситель освободил страдающих, и повелел бесам вселиться в свиней, которые тут же погибли, бросившись с обрыва в озеро.
Эту историю можно найти в трёх Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки, но евангелисты внесли авторский элемент в свои рассказы, и первое, что обращает на себя внимание, — это количество бесноватых. В Евангелии от Матфея сказано, что их было двое, а в других Евангелиях бесноватый был один. Конечно же, существует немало попыток примирить между собой отличающиеся евангельские повествования, о всех таких попытках говорить не имеет смысла, а об одной стоит сказать: она заключается в мысли о том, что апостол и евангелист Матфей хотел передать своим читателям не фотографически точную историю, а некую идею, он попытался — и вполне успешно — напомнить нам о том факте, что от демонических сил страдают не какие-то отдельные несчастные люди, от них страдает всё человечество, а потому все мы нуждаемся в помощи Христа Спасителя для возвращения к первозданной свободе.
В этой истории мы находим слова бесноватых, слова, которые, конечно же, принадлежали не людям, а существам, поработившим волю и тела этих людей: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). И здесь всё понятно: бесы настолько далеко удалились от Бога, что для них путь назад оказался невозможным, а потому рядом с Богом им невыносимо тяжело, для них это мука, пытка и каторга.
Но любопытнее другое: люди. Самые обычные люди, которые узнав о произошедшем, вышли из своего города, чтобы попросить Христа удалиться от них. Эти горожане не были бесноватыми, они не жили в погребальных пещерах, они не были свирепыми, и они ни на кого не кидались, они были мирными и безопасными обывателями. При всём при этом их реакция на Христа ничем не отличалась от реакции демонических сил: им было тяжело и неприятно рядом с Воплощённым Богом, Который не сделал ничего дурного, Он лишь предложил им вернуться к свободе богообщения.
Жителям страны Гергесинской это оказалось не нужным, их высшее благо состояло не в возвращении к райскому блаженству, а том, чтобы жить спокойной и размеренной жизнью, пасти своих свиней и делать из них неодобряемые законом Ветхого Завета блюда. Свободным ли был их выбор? Или же они сделали его под воздействием демонических сил? Об этом мы никогда не узнаем, но нам и не нужна такая информация, нам необходимо иное знание: Бог воплотился, чтобы сделать из нас новых людей, таких, какими должны быть Адам и Ева, а становление нового человека невозможно без крайне болезненного и длительного процесса отречения от привычек, установок и ценностей ветхой жизни. Бог готов нам помочь, если, конечно, мы сами не попросим Его пройти мимо.