В Переславле прошли II Годеновские чтения

свящ. Сергий Савенков
Фото

31 марта 2023 года в Переславле начали работу II Всероссийские Годеновские чтения, посвящённые 600-летию явления Годеновского Креста.

С приветственным словом к участникам чтений обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:

— Дорогие участники Вторых Всероссийских Годеновских чтений, посвящённых 600-летию явления Креста Господня на Сахотском болоте!

В самом названии наших Чтений заключён смысл их проведения: мы стремимся со всех сторон осмыслить чудо Явления Креста Господня, пытаемся понять глубинный смысл того, что произошло без малого 600 лет назад. Думаю, нет необходимости говорить о важности исторического осмысления того мира, в котором мы живём, все собравшиеся сегодня здесь прекрасно это понимают, и, уверен, понимают это намного лучше, чем я.

Поэтому я хочу сказать несколько слов не об истории как таковой, а о самом Кресте Господнем, и не о Годеновском, и даже не о том Древе, на Котором был распят наш Спаситель и Бог, а о смысле случившегося два тысячелетия назад на Голгофе. Конечно же, я осознаю, что все собравшиеся — христиане, поэтому вы прекрасно знакомы с соответствующими разделами христианского богословия, но тем не менее, я дерзну высказать кое-какие мысли, которые, впрочем, не будут новы и оригинальны.

Крест Христов — это вечный и постоянный вызов как для человечества в целом, так и для каждого человека в частности. Мы с вами регулярно перечитываем те евангельские слова, которыми Господь Иисус Христос увещевал Своих учеников не бояться взять на себя посылаемый от Бога крест и последовать за Ним (см. Мф. 16, 24). Мы знаем, что исполнить эти Христовы слова на деле чрезвычайно сложно, таковому исполнению противится всё наше естество, для обозначения которого апостол Павел нашёл в высшей степени удачный термин — «ветхий человек», с помощью этого термина он описывал нашу аскетическую борьбу как минимум в трёх своих посланиях — к Римлянам, к Эфесянам и к Колоссянам.

Действительно, ветхий наш человек стремится к спокойствию, к сытости, к удобству, к безопасности, к тому, чтобы непрестанно заботиться о собственном общественном статусе и во всём искать свою выгоду. Зачастую нам кажется, что всё перечисленное — приметы лишь нашего времени, но если мы обернёмся назад и всмотримся беспристрастным взором в дела людей ушедших эпох, то мы увидим то же самое: борьбу за власть, за ресурсы, за своё эго, борьбу за то, что представлялось людям справедливым, то есть законным и честным.

Любопытно, но Господь Иисус Христос не сказал о справедливости ни единого слова, единственное евангельское место, где Он использовал это понятие — Его беседа с самарянкой, но и там оно использовано в качестве синонима слова «правда»: «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4, 17–18). В той же 4-й главе Евангелия от Иоанна мы находим и ещё одно, второе и последнее евангельское использование этого слова Господом Иисусом Христом, и снова оно звучит в контексте истинности слов, а не в смысле законности и честности: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт» (Ин. 4, 36–37).

На этом всё. Иных примеров употребления этого слова Христом мы в Евангелиях не найдём. А если мы не станем ограничивать своё внимание лишь русским переводом, и обратимся к оригинальному греческому тексту, то обнаружим, что в Евангелии и вовсе нет речи о справедливости в нашем понимании, а те слова, которые переведены соответствующим образом, имеют значение истинности, но никак не законности в каком бы то ни было понимании этого термина. При этом «ветхий наш человек» непрестанно взывает к некоему закону, Христос же бесконечно далёк от того, чтобы призывать нас к поиску справедливости в этом смысле слова. Напротив, Он не только Своими высказываниями, но и всей Своей жизнью показал, что путь христианина состоит не в поиске закона и правды в земном их понимании, а в поиске воли Божией, которая никоим образом не зависит от того, что считают истинным, законным и справедливым люди, и что считает таковым наше ветхое естество.

Христос призывал и призывает вовсе не думать об этом, а сосредоточить своё внимание исключительно на истинности Бога.

Собственно, Крест Христов — об этом. Он являет собой напоминание каждому из нас о том, что действительно высоко и ценно в очах Божиих, а также о том, что является не преходящей и не надуманной общечеловеческой ценностью. И дай Бог, чтобы наши Чтения послужили к укреплению нас в следовании пути Христову, наиболее ярко и полно выраженному Крестом Христовым!

Для участия в Чтениях в Переславль приехали литературоведы, искусствоведы, священники и деятели культуры.

Затем прозвучали следующие доклады:

  • кандидата богословия, профессора и руководителя аспирантуры Московской духовной академии, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря игумена Дионисия (Шленова) «Образ креста в святоотеческом богословии»;
  • кандидата богословия, преподавателя Ярославской духовной семинарии, благочинного Угличского округа игумена Николая (Шишкина) «Онтологический подход к осмыслению Крестных Страданий Спасителя в поздневизантийском богословии на примере святителя Григория Паламы»;
  • доктора философских наук, профессора кафедры философии и социально-политических технологий Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, профессора Российской Академии живописи и ваяний и зодчества Ильи Глазунова Владимира Ильича Большакова «Ключевая роль явления Годеновского Креста в историческом контексте»;
  • кандидата искусствоведения, заведующей научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светланы Витальевны Гнутовой «Художественные особенности Годеновского Креста как уникального памятника раннехристианского церковного искусства»;
  • доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Игоревича Петрушко «Флорентийская уния и начало автокефалии Русской Церкви» и другие.

В 2023 году исполняется 600 лет со дня явления чудотворного Креста, ныне именуемого Годеновским, на Сахотском болоте, неподалеку от Ростова Великого. В августе 2022 года решением Священного Синода день явления чудотворного Креста 11 июня был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события.

Похожие публикации