Протоиерей Георгий Живаев: Архимандрит Серафим (Бидеев). Некролог

прот. Георгий Живаев
Автор

Ещё недавно созванивались, общались, виделись, служили вместе, исповедовались друг другу и советовались по разным вопросам, а уже 40 дней пролетело после смерти моего близкого друга и собрата — архимандрита Серафима — человека сложной судьбы, непростой жизни и настоящего монашеского духа, который проявился в нём ещё до воцерковления…

Он родился 13 января 1951 года в селе Троицком Бурято-Монгольской АССР. Когда ему было 3 года, семья переехала на родину его отца — в Осетию. В 1968 году Олег — мирское имя отца Серафима — окончил школу, в 1970 году — лесной техникум, в 1975 году — Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт по специальности «Энергетика». Три года отработал энергетиком колхоза села Старица Астраханской области, ещё два — инженером-электриком на Алагирском радиозаводе и ещё 8 лет был начальником участка деревообрабатывающего комбината города Алагира.

В 1988 году 37-летний Олег принял православное Крещение и познакомился с архимандритом Александром (Ищеиным) — встреча оказалась настолько сильной, что, оставив всё, Олег последовал за архимандритом без оглядки, хотя они были почти ровесники.

Имея уже рясофорный постриг от отца Александра, 1 августа 1992 году митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным), рукополагается в иеродиакона. 10 июля 1994 года — пострижен в мантию в честь преподобного Серафима Саровского. 19 августа 1996 году тем же митрополитом рукоположен в иеромонаха. В 2000 году удостоен сана игумена, а в 2009 году — сана архимандрита.

С 2001 по 2010 годы отец Серафим был настоятелем храма Архангела Михаила в Баку, где на протяжении многих лет ежедневно устраивал бесплатные обеды и ужины для всех желающих, не взирая на статус людей и их вероисповедание — таковых часто набиралось до 300 человек, о чём был снят сюжет телеканала «Союз».

В 2010 году с благословения своего наставника, тогда уже архиепископа Азербайджанского, архимандрит Серафим переехал жить в Россию, где 3 года нёс послушание в Успенской Флорищевой пустыни Выксунской епархии и ещё 2 года являлся клириком этой обители. С 2015 по 2016 годы подвизался в Параклитовом скиту Троице-Сергиевой лавры. И с августа 2016 года до самой смерти был настоятелем храма Живоначальной Троицы села Троицкого Угличского района Переславской епархии.

37 лет жизни он отдал миру и 35 — служению Богу и людям, не щадя себя ни на миг, превозмогая боли в спине, в руках и ногах, мотивируя это тем, что «монах не должен иметь попечение о себе и своём комфорте». Он не спал на кровати, она была завалена книгами, а только на полу или в кресле прямо в подряснике. Чётки не выпускал из рук никогда. Был нестяжателем в полном смысле этого слова — если ему нравилась какая-то вещь, подаренная или приобретённая, чтобы не прилепляться к ней сердцем, передаривал её, поэтому после его смерти почти ничего не осталось, кроме книг.

Для отца Серафима комфортным и естественным было два состояния — молитва и беседа с людьми на духовные темы. Он избегал осуждений кого-либо и другим не разрешал этого делать, говоря: «Мы с тобой, на его месте, поступили бы ещё хуже…» Если были помощники, он мог неделями ежедневно служить в храме полным суточным чином — сначала с 5 утра до 14-15 часов по полудню, позже с 3 часов утра до полудня, и вечером с 17 до 21 часов. Когда не было помощников, он служил келейно, но тогда начинал испытывать огромную непреодолимую жажду по богослужению в храме…

Книг он читал всегда много, в юности — светских, после воцерковления — духовных, и делился впечатлениями так аккуратно, чтобы не показать своей начитанности. Последним его чтением были труды преподобного Симеона Нового Богослова, чья глубина святости, простота и ясности мыслей приводили в восторг.

Многое можно вспомнить и рассказать о человеке, который, следуя вышеприведённой цитате, оставив всё, последовал за истинным Светом, отдав себя воле Божией; который бывал в гостях у преподобного Гавриила (Ургебадзе) и многим сам был похож на него; который воспитал и священников, и монахов, и мирян. Но лучше привести свидетельства людей, в чьей жизни батюшка оставил свой светлый след…

Ольга, г. Сланцы, Ленинградская обл.:

— Пять лет я жила в Баку. Архимандрит Серафим был человек огромной души и искренней любви. Я по крещению староверка и не знала можно ли мне ходить в храм. Подошла к отцу Серафиму, рассказала историю моей жизни. Он мне сказал, что я должна делать. Благодаря отцу Серафиму я воцерковилась. Второго такого молитвенника у нас уже не будет.

Людмила, г. Астрахань:

— Я была много лет постоянной прихожанкой храма Архангела Михаила, где настоятелем служил отец Серафим. «Читайте Евангелие, читайте Псалтирь, читайте Святых отцов, и вы будете получать новую духовную пищу, питающую и обогащающую ваши души» — наставлял нас батюшка. Мы доверяли ему личные тайны, зная, что молится о нас, о наших родных и порой о некрещённых, помогая нам в трудных жизненных ситуациях.

Один болящий, после операции на горле пришёл к отцу Серафиму и попросил помощи, так как не имел средств к существованию и у него не было жилья. Батюшка с любовью принял его, выделил комнатку при храме, крестил его, исповедовал, причащал, кормил и лечил несколько месяцев. Как-то после Литургии, этот странник присел на скамейку и мирно отошёл ко Господу, приклонив голову к дереву. У меня остались в душе незабываемые впечатления от этого случая: вот как надо поступать! Это был пример наглядной нелицемерной любви к ближнему.

На вид отец Серафим был очень строгий, но внутри добросердечный. Всех жалел, всех кормил. Кто к нему обращался за помощью — помогал. Давал кров и пищу. Он был образцом веры для нас. Строг и аскетичен, добр и прост, внимателен к душе каждого подходившего к нему. Никогда не отказывал в помощи. Помню, попала к нему первый раз на беседу, а он говорит: «Скажи наизусть Символ веры». Главное, надо было говорить четко и не торопясь — он так проверял азы веры своих прихожан. Богослужения у него были долгие в течение 4–5 часов. Великим постом батюшка служил так, что казалось: он неземной предстоит пред Престолом Божиим. Во время службы не разрешал без нужды разговаривать и ходить по храму, чтобы не мешать другим молящимся. Всегда об этом напоминал. После таинства Евхаристии, если увидит, кто-то разговаривает и не хранит в себе полученную благодать, строго говорил: «Молчи!» Батюшка вообще часто советовал нам говорить поменьше, а молиться больше: «Наступает век молчания, нужно больше молчать. Как вы можете говорить по телефону так много? Я не могу, скажу конкретно и всё». Ещё батюшка говорил: «В 6 часов утра начинаем молитву. Приходите в храм помолиться». Он ставил нам в пример мусульман: «Утром, перед началом трудового дня, приходят в наш храм мусульмане и молятся перед Распятием нашего Спасителя и благословляются. А после работы приходят снова к Распятию и благодарят Господа за прошедший день. А мы?» Прости нас, батюшка, ленивых и нерадивых…

Любовь, г. Баку:

— В 2003 году мой сын захотел венчаться в храме Михаила Архангела. Так я попала в храм, где настоятелем был отец Серафим. Нам очень понравилась его служба и проповедь и, каждый день после работы, стала ездить на вечернюю службу, а потом оставалась помогать в храме. Через время батюшка оформил меня на работу в вечернюю смену. Я видела, с какой любовью прихожане слушали его проповеди. Никогда не видела батюшку унылым, он всегда был бодр. Если ездил в Москву, обязательно привозил работникам что-то в подарок. В нашем храме батюшка кормил людей два раза в день, и другие люди, видя эту заботу, сами приносили продукты в таком количестве, что наши склады оказались полностью забиты провизией. Батюшка до последних дней, пока оставался в Баку, кормил людей, за что и пострадал. К нему приходило много азербайджанцев, и просили денег на дорогу, чтоб уехать, и он никогда им не отказывал. При храме батюшка приютил калеку Алексея, который мог передвигаться только на коленях. Ещё в храме был большой самовар на 20 литров, который батюшка разжигал и поил всех чаем, а если было жарко, покупал всем мороженое. Вечером, когда заканчивали работу по храму, батюшка читал нам такие поучения, что мы забывали обо всём, и, если было поздно или наступала ночь, отправлял нас за свой счёт на такси доехать до дома. После того как батюшка уехал в Россию, нам не хватает его наставлений и проповедей.

Тамара, г. Баку:

— Батюшку Серафима знаю давно. У него всегда были большие службы. Он всех нас любил, всем помогал, всех наставлял. Сколько было нищих и безработных, стоявших у церкви — всех кормил. Иногда ругал нас, но при этом говорил: «Я вас ругаю потому, что никто больше не будет вас ругать». При всех никогда не обличал. Говорил как бы всем, но человек знал, что это обращение к нему. Если кто-то не понял, потом наедине говорил всё остальное. Только хорошую память батюшка Серафим оставил о себе. Мы его осиротевшие ученики.

Иоанна, г. Баку:

— Об отце Серафиме нужно говорить трепетно и благоговейно — он священник от Бога. Таких аскетичных, строгих к себе, и при этом любящих и постоянно заботящихся о ком-то, встретить на жизненном пути — милость Божия. Его широкая любовь, вмещавшая всех и каждого в своём сердце, встретилась мне в далёком 1994 году и осталась на всю жизнь. Нас любили такими, какими мы были. Его сердце вмещало всех: нерадивых, неразумных, непослушных, сварливых… Мы благодарны Богу и благодарим нашего отца Серафима за любовь к нам.

Марина, г. Углич:

— Отец Серафим не мог служить Богу наполовину — отдавал себя сполна. Всегда служил полным чином с раннего утра. Всегда звал к себе помощников на постоянной основе. Но люди его условий жизни не выдерживали и сбегали. И батюшка снова оставался один, но не унывал. Всегда радовался, всегда и всех ждал, принимал, кормил и за всех молился. Молитва у отца Серафима была сильной. Вот только пара случаев, которые коснулись моей семьи.

У моей родственницы, ей 21 год, обнаружили тромбы. Мы попросили батюшку помолиться о ней. Каково же было удивление врачей и родственников, когда на УЗИ перед операцией выяснилось, что тромбы пропали.

Мои старшие дети после брака не могли дождаться рождения малыша. Отец Серафим знал нашу проблему, и однажды говорит сыну: «Игорь, ты не постишься, вот Бог тебе и не даёт детей. Скоро Успенский пост — он недолгий — выдержи его не ради меня или себя, а ради Христа». Сын прислушался и постился. Через неделю после поста позвонил отец Серафим и говорит мне: «Марина, иди и скажи снохе, что она беременна». А я не знаю, как поступить — вдруг она не поверит или это не так, ведь каждый месяц расстраивалась, что не беременеет, и передавать Анне слова батюшки не стала. А через две недели мы все узнали, что Анна беременна. Малыш родился в мае.

Отец Серафим любил повторять: «У Бога всего много. Ищите прежде Царствие Небесное, остальное приложится вам». И удивлялся: почему люди редко в храм ходят, почему земное так перетягивает? По поводу себя говорил: «В Троицком есть всё для спасения — храм, дом и кладбище» и добавлял: «В Троицком я родился, в Троицком и умру».

Меньше чем за месяц до смерти, к отцу Серафиму приходили отец, мать и другие умершие сродники, а за несколько часов до скорбной для нас минуты, он сказал, что сегодня умрёт… Так и случилось 24 января незадолго до полуночи — тихо, мирно, непостыдно во сне — остановилось его сердце, вмещавшее в себя наши безконечные недоумения, печали, скорби, грехи и различные проблемы…

Прости нас за всё, отец Серафим! И мы ныне молимся: да дарует Господь тебе Царство Небесное, упокоив со всеми святыми в Невечернем дне Света Своего, к которому так стремилась душа твоя последние 35 лет! Ты же, сподобившись предстояния у Престола Божиего, помолись о нас сирых, глупых, немощных и недостойных…

Похожие публикации