В день воспоминания первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме

свящ. Михаил Васильковский
Фото

9 марта 2023 года, в день воспоминания первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме иконы Божией Матери «Знамение» города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

Надеюсь, вы меня простите, потому что мне хотелось бы немного поразмышлять не на тему нынешнего праздника, а на одну из тем, заданных рядовыми ветхозаветными паремиями, которые мы слышали за Литургией Преждеосвященных Даров, в частности, в отрывке из книги Притчей Соломоновых, среди многих наставлений этого отрывка особое внимание обращает на себя обличение тех, кто сеет раздоры: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами […] коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» (Притч. 6, 12–14). Упоминания этого греха в Священном Писании должно было бы быть достаточным основанием для того, чтобы всеми силами стараться его избегать. Но книга Притчей — ветхозаветная, тогда как у нас есть другие — новозаветные — места, в которых говорится о том, почему сеющие раздоры не просто рядовые грешники, но люди лукавые и нечестивые.

Апостол Павел ввёл в христианское богословие прекрасную формулировку, говорящую о единстве христиан: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Размышлению об этом посвящена фактически вся 12-я глава его Первого послания к Коринфянам. О том, чтобы мы сохраняли единство молился Господь Иисус Христос перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21–22). Кажется, что даже одного из этих двух мест Нового Завета, подтверждающих и разъясняющих мысль книги Притчей, достаточно, чтобы каждый из нас предельно внимательно относился к тому, чтобы не стать причиной разделения между людьми. Но, к сожалению, ни слова Соломона, ни слова апостола Павла, ни слова Самого Христа Спасителя нас не убеждают и не останавливают.

Почему я говорю так? По одной простой причине: мне ещё ни разу не приходилось встречать на исповеди людей, которые, говоря о своих грехах, размышляли бы о них в контексте раздора и разделения, неизбежно наносимых нашими дурными словами и поступками. Тогда как банальный рассказ о чужом грехе — самая обычная сплетня — приводит именно к этому — к раздору и разделению в теле Христовом. Все мы знаем, что осуждать нельзя, потому что Спаситель сказал: «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).

У осуждения есть стандартное продолжение: как правило, осуждение довольно скучно переживать одному, им хочется поделиться с теми, кто поймёт, посочувствует и поддержит. Но осуждение — это всегда трансляция лишь малой части правды, всю же правду о человеке, о его поступках и, что самое важное, о его мотивах, может знать только Бог. Вступая на путь негативных размышлений о другом и вовлекая в этот процесс кого-то ещё, мы неизбежно сеем семя раздора, ведь другой — наш добрый собеседник — станет смотреть на обсуждаемого человека через призму нами о нём составленного мнения. Это лишь один из примеров. Можно привести и другие, но важно понимать, что раздоры возникают тогда, когда мы не пытаемся понять другого, когда мы выносим своё суждение без глубокого погружения в спорную тему.

Пусть же ныне чествуемый Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, человек, который никого в своей жизни не осудил и ни разу не стал причиной раздора среди чтущих Бога, научит нас избегать этих грехов!

Похожие публикации