3 июля 2022 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Корсунской иконы Божией Матери города Углича.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Очень надеюсь, что вы услышали и хорошо запомнили слова сегодняшнего евангельского чтения, но если это по какой-то причине не так, то я напомню основные моменты: мы услышали наставления Христа Спасителя из 6-й главы Евангелия от Матфея, это одна из так называемых нравственных глав, и посвящена она основам христианского нравственного учения. Среди прочего, мы услышали, что Господь Иисус Христос призвал не заботиться «для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25), а после этого призыва Господь призвал обратить внимание на птиц, на лилии и на траву, которые украшены Богом так, как не может себя украсить никакой человек.
Для человека, впервые столкнувшимся с Евангелием или же для человека поверхностного эти Христова слова могут стать определённым соблазном, ведь может показаться, будто бы Господь призывает Своих учеников к идейному бездействию. Но это, конечно же, не так, ведь в конце отрывка звучат самые главные слова, подготовкой к которым были все предыдущие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Благодаря этим словам становится ясно: речь идёт о приоритетах. О том, что первостепенно, и что вторично.
И вроде бы нам это понятно, иначе бы мы с вами сегодня здесь не стояли. Многие из нас отложили свои дела ради того, чтобы сегодня быть на богослужении, и само это действие тоже указывает на приоритеты, ведь можно было бы посвятить время семье или же самим себе, к примеру, хорошенько выспаться, что, несомненно, хорошо для здоровья и долголетия. Но мы сейчас здесь и это радует.
Вместе с этим мы понимаем, что есть некоторый предел, до которого каждый из нас способен дойти в исполнении евангельского призыва Христа. И этот предел чаще всего представляет собой исполнение того, что требует сложившаяся христианская традиция: посещение богослужений, домашняя молитва, посильные посты, избегание сознательных тяжёлых грехов. И всё это прекрасно и замечательно. Правда, есть оговорка: это прекрасно и замечательно ровно до той поры, пока мы не успокоимся и не решим, что мы делаем достаточно, что исполнение церковных предписаний — это и есть то, к чему нас призывает Евангелие, тогда как Господь ничего не говорит ни о постах, ни о сугубых молитвах, ни о богослужениях, Он говорит о непрестанном поиске «Царства Божия и правды Его».
И здесь возникает вопрос о том, каким образом этот поиск проявляется на практике. Ответ одновременно чрезвычайно прост и невероятно сложен: он проявляется в том, что человек в каждую секунду своей жизни избирает не то, что принято обществом, не то, к чему он привык, и не то, что ему кажется правильным, а то, что повелевает делать Господь в Евангелии. Для этого, в первую очередь, надо очень хорошо знать Священное Писание, и быть готовым в любой жизненной ситуации в своей памяти отыскать нужный отрывок с тем, чтобы его применить. Ну и конечно же нужна решимость вместе с глубоким осознанием того, что только непрестанный поиск «Царства Божия и правды Его» даёт высший смысл всей нашей жизни.