21 мая 2022 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в одноимённом храме в селе Купань Переславского района.
За богослужением была совершена хиротесия во чтеца Александра Абрамова.
По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры, Христос воскресе!
Сердечно поздравляю всех с днём памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благодарю отца настоятеля за приглашение совершить Божественную Литургию в храме, посвящённом этому святому.
Так исторически сложилось, что апостол Иоанн Богослов считается покровителем преподавателей и учащихся духовных школ, а также всех тех, кто профессионально занимается богословием. Но, как и в любой другой «специализации» святых, в этом есть некоторый перекос, ведь, как мы все прекрасно понимаем, сам апостол не был богословом в современном научном смысле этого слова: он не писал статей со множеством ссылок на источники, он не участвовал в конференциях, он не имел учёной степени, он не публиковался в профильных журналах, он не был признан в качестве учёного своими современниками. Более того, язык его Евангелия и послания очень прост и беден с точки зрения используемых им слов, что даёт основание некоторым исследователям полагать, что апостол Иоанн не очень хорошо владел греческим языком.
Так это или не так — об этом предоставим судить лингвистам, для нас же важно совсем иное, то, что малым количеством слов апостол сумел передать бездну смыслов, а это является очевидным свидетельством того, что для выражения сути христианства нет необходимости в использовании сложных терминов и малопонятных оборотов, для этого необходимо нечто совершенно иное: опытное познание Бога, которое не достигается интеллектуальными упражнениями, но достигается чистотой сердечной, которая приводит к видению Бога, так, как об этом сказал Сам Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Читая письменное наследие апостола Иоанна Богослова, мы понимаем, что он был именно таким человеком, он обладал чистотой сердечной. А что это такое? Вполне очевидно, что это отсутствие каких-либо тяжёлых грехов и страстей. Но каким образом достигается такая чистота?
Ответ тоже кажется очевидным: необходимо блюсти свою совесть, а в случае впадения во грех, обращаться к церковным таинствам. Вроде бы всё просто и понятно, доступно и просто. Мы все пытаемся действовать таким образом. Но может ли кто-то из нас сказать, что он достиг сердечной чистоты, ведь из года в год и из раза в раз мы в рамках своих исповедей говорим об одном и том же? Повторение одних и тех же грехов, страдание от одних и тех же страстей не может не вызывать уныния и отчаяния, а также мыслей о том, что таинства не действуют должным образом. Можно, конечно, стиснуть зубы и не обращать на это внимание. А можно внимательно подумать и понять, что в нашей столь тщетной борьбе многим из нас не достаёт одного элемента, без которого она не будет успешной.
Для описания этого элемента лучше всего, пожалуй, подойдет аналогия воды в горном ручье. Вода в ней прозрачна и чиста, но можно взять палочку и с её помощью попытаться возмутить воду. Вода станет мутной в том случае, если дно ручья песчаное, и с водой ничего не произойдёт, если дно каменистое. Так происходит и с душой человека, она может быть прозрачной и чистой, но, если случается какое-то искушение, какой-то внешний вызов, а человек не имеет твёрдого основания, его сердце и помыслы неизбежно подвергнутся загрязнению. Так будет происходить всякий раз до той поры, пока человек не осознает: дело не в возмутителях нашего спокойствия, не во внешних вызовах, которым мы не имеем силы противостоять, дело в том, что представляет из себя наше «дно», наша глубинная сущность. Если продолжить аналогию с горными ручьями, то, чем выше мы продвигаемся по его течению, тем меньше песка на дне и тем больше там камней, следовательно, тем меньше чистота воды зависит от внешних возмутителей.
Так происходит и с человеком: чем выше он продвигается по пути опытного богопознания, тем твёрже он становится, тем сложнее вывести его из равновесия и меньше вероятность совершения какого-либо греха. Именно поэтому залог успешной духовной жизни и аскетической борьбы состоит не в том, чтобы, находясь на одном месте, заниматься лишь очисткой воды от всякой взвеси, то есть очисткой совести, но и в том, чтобы восходить в познании Бога. А это уже совсем иной процесс, он заключается в погружении своего ума в текст Священного Писания и, самое главное, в исполнении того, что в нём написано. Тот, кто поступает таким образом, и есть истинный богослов, такой человек твёрдо стоит в своей праведности, ведь основа его твёрдости — Сам Бог.
Очень надеюсь, что Всемилостивый Господь по молитвам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова поможет и всем нам стать истинными богословами, которые в чистоте сердца непрестанно созерцают Бога.